Специальное образование

Консультация для родителей

06.12.2023

Использование метода альтернативной коммуникации при помощи
карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей

Многие родители детей с РАС даже слышать не хотят об использовании
карточек пекс как методе коммуникации для их не говорящих или
малоговорящих детей.

Наиболее частый довод - "ребенок будет лениться и вообще не захочет
разговаривать, если научить его пользоваться карточками".
И еще один - "если ребенок будет пользоваться карточками пекс , то это
остановит развитие разговорной речи".
И последний довод - "ребенок с карточками выглядит странно на фоне
сверстников, и это затруднит его интеграцию и общение".
Несомненно, использование карточек для коммуникации не является широко
распространенным методом общения нейротипичных людей. Но, с другой
стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной
стороной детей и людей с аутизмом.
Многие дети с аутизмом практически не умеют общаться и обращаться к
окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться
впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является
достаточно сложным и абстрактным, и поэтому многие аутята затрудняются
приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные
понятия.
Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или
"общение" способом, доступным аутичному ребенку.
"Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен
коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в
воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен
"обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить
свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом.
И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.

 

Основные преимущества использования системы РЕСS:

1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные
функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу
и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований
предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми
становится более доступным и, таким образом, становится
возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не произносят слова и не
общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы
общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не
тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря
парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да,
ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается
с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки,
чем не общается вообще. И последнее, мы не знаем, на каком этапе у
неговорящего ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а
может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не
произойдет никогда. И мы не имеем никакого этического права оставить
ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не
хочет, что он чувствует, и так далее.
Этапы обучения
Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью
карточек пекс следующие:
• На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.
• Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.
• На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал
предметы, изображенные на карточке. Все ошибки, возможные на этом
этапе, связаны с неумением ребенка распознать предмет.

• Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название
предмета)» или «Дай мне…(предмет)» — задача четвертого этапа
обучения.
• Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты
видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.
• На заключительном, шестом этапе, ребенок должен научиться
различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам
называет предметы.

Как сделать карточки PECS своими руками.

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего
использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его
лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в
интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в
предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем.
На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые
продаются в магазине для шитья.

 

свернуть

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

         В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

         ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

          Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии". Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.

  В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества. Окружающие часто уклоняются от общения с детьми с ограниченными возможностями. А те в свою очередь, практически не имеют полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. Конечно, родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма. Дают ему соответствующие ориентиры и поддержку. Даже, если родители имеют педагогические, психологические, медицинские знания, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания, которыми обладают учителя-логопеды, дефектологи, психологи.

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации. Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности. Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь.

Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Дети с нарушениями - это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Такие дети в силу своих особенностей требуют специально организованных условий обучения и воспитания, а самое главное – особой любви, понимании и заботы. Которую конечно, в первую очередь, ребенок получает в своей семье. Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с особыми образовательными потребностями, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Включаясь в такую среду, ребенок с особыми образовательными потребностями учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. И наша наиважнейшая задача как родителей – это поддерживать, любить и принимать его таким какой он есть, ведь он НАШ.

Еще одним важным направлением в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является воспитание толерантности к этим детям в условиях детского сада. В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.

Большая роль в воспитании толерантности принадлежит семье, именно, какие отношения сформированы между членами семьи, как относятся к ребенку, зависит его самооценка, отношение к окружающим. Чтобы ребенок мог стать толерантным человеком, родителям надо научить его с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря "свои" и "чужие", научить защищать свои убеждения без применения насилия, учить выслушать другого человека.

 Известно, что семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка. Именно, с семьи и начинается формирование толерантности, которое должно рассматриваться не как синоним словам «терпимость» и «терпение», а как уважение, принятие и признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 В настоящее время, прежде всего, дошкольные учреждения совместно с семьей должны помогать осознанию дошкольником своего места в современном обществе, учить жить и адаптироваться. Родительская любовь создает единую психическую и духовно – эмоциональную атмосферу семьи, она - источник и гарантия благополучия ребенка, успешной социализации, залог его психического здоровья.

 Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира ребенка. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства.

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

         Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».

Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.). Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.

Потребность и готовность воспитанников включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Также отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Толерантность — это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Социуму необходимо придерживаться единых принципов в общении:

социальная модель понимания инвалидности;

поддержка разнообразия и принцип индивидуального подхода;

принцип «ничего о нас и для нас без нас»;

принцип «презумпции     компетентности» каждого    ребенка;

принцип универсального дизайна.

При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку.

Вот примеры из жизни толерантного отношения к разным людям одного возраста.

ДВА ПОРТРЕТА:

Портрет 1

Это молодой человек. Ему 19 лет. Он окончил школу с золотой медалью и поступил в университет. Мечтает стать юристом и бороться с дискриминационными проявлениями в социальной жизни, участвовать в создании законодательной правовой основы в нашей стране, обеспечивающей возможности реализации равных прав всеми членами общества, в том числе и инвалидами. У молодого человека есть родители, бабушки, дедушки, младший брат. В семье царит атмосфера взаимопонимания и поддержки. Он много читает, увлекается историей, игрой в шахматы.

Портрет 2

Это молодой человек. Ему 19 лет.  Он инвалид (первая группа инвалидности, последствия ДЦП, тетрапарез, гиперкинетическая форма, третья степень утраты здоровья). Вторичные нарушения: речь смазанная невнятная, плохо воспринимаемая и понимаемая окружающими. 

Активный словарь богатый, грамматический строй сформирован в соответствии с правилами родного языка, фраза сложная, распространенная. Присутствуют насильственные движения верхних конечностей, головы, спазмы дыхательной мускулатуры. Самостоятельное передвижение затруднено.  Для передвижения пользуется инвалидной коляской. Нуждается в обязательной посторонней помощи. Самостоятельная учебная деятельность затруднена. Письмо не сформировано. Читает быстро, хорошо понимает и может передать смысл прочитанного.

В общении с детьми с ОПФР необходимо придерживаться следующих критериев толерантности:

1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным  возможностям для всех детей, независимо от их  принадлежности к какой-либо другой группе);

2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к  детям с ОПФР;

3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;

4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

5) позитивная лексика в межличностных отношениях.

А так же минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:

1) насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование;

Поэтому, необходимо учитывать, что:

каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

дети с нарушениями в развитии должны иметь доступ к обучению в обычных школах;

совместное обучение детей различных национальностей, религий и культур обогащает всех;

совместное обучение всех детей увеличивает степень участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы.

 

«Рано или поздно медицина победит заболевания, приводящие к слепоте, глухоте, умственной отсталости. Но значительно раньше общество должно преодолеть эти недуги социально».

Л. С. Выготский.

 

свернуть
27 сентября, среда

Советы родителям детей с РАС

подробнее...