Музыкальный руководитель
В гости к музыке
19.09.2024«В гости к музыке»
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте его научить любить и понимать музыку. Учите его, учитесь вместе с ним!
Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный мир искусства.
1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, хотеть слушать. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
2.На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу! Ведь навык слежения слухом за звуком еще не выработан и внимание еще не достаточно дисциплинированно. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
4.Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
5.В инструментальной музыке нет слов. Но от этого она не становится менее интересной. Послушайте записи известного сочинения П.И.Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Музыкальные пьесы как бы рисуют день прожитый ребенком.
6.Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представить их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда, слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».
7.Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
8.Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит глубже чувствовать.
Тренируйте слуховое внимание.
Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого-то, в кашу комнату входит музыка…Знакомая…Любимая
Ощущение удивительного покоя и счастья охватывает вас,отступают заботы, далеко уносятся тревоги и печали…Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одарит не всякого.
Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться. Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаясь, поглядывая по сторонам, да еще что-нибудь жевать и говорить при этом, вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда-нибудь станет вашим другом.
Помните, что музыка всегда начинается с тишины! Тишина вся заполнена звуками. Учите ребенка внимательно слушать и слышать тишину.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
11.09.2024
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
МУЗЫКА – составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Музыка, как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых, и на больных детей-дошкольников. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания. Чтобы она выполняла эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. С развитием общей музыкальности у ребят проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
Музыкотерапия – метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому; что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган.
Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучивается неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.
Русские ученые И.М. Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса.
- Одной из оздоровительно-профилактических задач коллектива должно стать создание оптимальных условий в период пребывания детей в их во втором доме – детском саду. По утрам, в момент приема детей в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.
- Для оздоровительно - профилактической направленности музыкального сопровождения, необходимо использовать методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после ночного и дневного сна. Оно должно быть индивидуальным, в зависимости от типа нервной системы ребенка. Для этого можно отвести не менее 10 мин. Для плохо спящих детей – 1 – 2 мин и 6 – 8 мин – для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Чтобы пробуждение не вызывало отрицательных эмоций, необходимо использовать тихую, нежную, легкую музыку. 10-минутная композиция должна быть постоянной, чтобы у детей выработался своеобразный рефлекс.
Композиторы, произведения, которых особо рекомендуется для музыкотерапии: К.Глюк, Ж.Массне, Я.Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов, А. Дворжак, Ф.Шопен, Д.Шостакович, П.Чайковский, Л. Бетховен, Ф.Лист.
Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия.
На одном занятии лучше прослушать не более з-х произведении или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.
Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичными напряженными, стимулирующими эмоции, ассоциаций. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут.
УСПОКАИВАЮЩИЕ МЕЛОДИИ
Музыкальное произведение Время звучания
И.С.Бах «Прелюдия №1» 2 минуты
И.С.Бах «Прелюдия №8» 4 минуты 30 секунд
И.С.Бах «Хор» 3 минуты 30 секунд
Ф.Шопен «Прелюдия №4» 2 минуты 5 секунд
Ф.Шопен «Прелюдия №13» 4 минуты 35 секунд.
Шопен «Прелюдия №15» 1 минута 10 секунд
МОБИЛИЗУЮЩИЕ МЕЛОДИИ
К. Глюк «Мелодия» 4 минуты 5 секунд
Ф. Шопен «Прелюдия №17» 3 минуты 45 секунд
М. Таривердиев «Мгновение» 1 минута 45 секунд
Ж. Бизе – Р. Щедрин
Тема «Теодор» 45 секунд
После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого воспоминаний, фантазий, ассоциаций. Можно стимулировать активности слушателей дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одного из членов группы и т.д.
Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшие состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.
Воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценивать. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.