Советы психолога
2 апреля - всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
01.04.2024Смотрите "Мир глазами ребенка с аутизмом" на YouTube
Памятка по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Уголовная ответственность за различные формы насилия в семье
Жестокое обращение с детьми наносит не только вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. И если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколение.
Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной - возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении.
Это способствует росту преступности и насилия в подростковой среде.
Таким образом, насилие порождает насилие. Об этом надо всегда помнить!
Некоторые взрослые, привыкшие кричать, оскорблять ребенка, унижать его человеческое достоинство, даже не задумываются о том, что они проявляют психологическое насилие. Однако, чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя, самые несчастные и самые трудные.
Жестокое обращение с ребенком является прямым нарушением законов - Конвенции ООН о правах ребенка и Закона Республики Беларусь О правах ребенка.
Кроме того, насилие над детьми - уголовно наказуемое деяние.
В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за тот или иной вид насилия в отношении детей и подростков.
Статья 154. Истязание.
Истязание, совершенное в отношении …несовершеннолетнего … наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом - наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
- Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста …несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо…употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера - наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.
- То же действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо совершенное родителем, педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего - наказывается лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности.
Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.
Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора…повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, - наказывается общественными работами или штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ…совершенное в отношении… несовершеннолетнего… наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.
Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.
Умышленное причинение легкого телесного повреждения… наказывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.
Статья 145. Доведение до самоубийства.
- Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
- То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения… наказывается ограничением свободы на срок от 3-х до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 4-х до 8-ми лет.
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. N 18
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 27 ноября 2006 г. N 1/8110
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 ноября 2006 г. N 18
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от
05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010),
Указа Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 N 143,
Декретов Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6,
от 23.02.2012 N 2)
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение <*> в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
--------------------------------
<*> Под помещением детей на государственное обеспечение для целей настоящего Декрета понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.
(сноска в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.
При наличии оснований, указанных в части первой настоящего пункта, комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее - комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее - решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.
В целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требования о взыскании с родителей расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - расходы по содержанию детей), в решение об отобрании ребенка вносится запись об обязанности родителей в десятидневный срок представить в управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее - управление (отдел) образования) документ, удостоверяющий личность, и копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности, засвидетельствованную государственной организацией здравоохранения. Копия решения об отобрании ребенка вручается родителям (родителю), у которых ребенок отобран, а также направляется не позднее дня, следующего за днем вынесения данного решения, в орган внутренних дел по месту жительства обязанного лица.
(часть четвертая п. 1 введена Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010); в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.
Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.
2. Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования, органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.
3. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:
в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, - управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
в шестимесячный срок принять соответствующее решение:
о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите или управления (отдела) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
Соответствующий иск в суд предъявляется по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, указанного в абзаце пятом части первой настоящего пункта.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Иск в суд о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае, предусмотренном в абзаце пятом части первой настоящего пункта, могут предъявить также прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.
Управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов в необходимых случаях обязаны оказывать правовую помощь указанным государственным органам (организациям) при предъявлении в суды исков о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
5. Руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.
6. Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность, копии которых в двухдневный срок со дня выдачи направляются органом внутренних дел в управление (отдел) образования по месту их жительства в целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требований о взыскании с родителей расходов по содержанию детей.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.
7. Суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы, наложившие административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5 и 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о привлечении их к административной ответственности информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.
(часть вторая п. 7 введена Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
8. Родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.
(в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010), от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
За несовершеннолетних родителей расходы по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.
Родители, указанные в части первой настоящего пункта, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, обязаны возмещать расходы по содержанию детей в порядке, установленном настоящим Декретом, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.
(часть четвертая п. 8 введена Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся состава и размера расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2009 N 94.
9. Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в части первой пункта 8 настоящего Декрета (далее - обязанные лица), а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения. При прекращении обязанности возмещения расходов по содержанию детей у обязанного лица, с которого данные расходы взыскивались на основании судебного постановления (за исключением случаев полного погашения расходов по содержанию детей), выносится определение о прекращении исполнительного производства либо исполнительный документ возвращается взыскателю в случаях и порядке, предусмотренных статьями 492 - 494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
(часть первая п. 9 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть исключена. - Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010).
(см. текст в предыдущей редакции)
Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. Для производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель направляет по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях названной суммы. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
(часть вторая п. 9 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Если размер заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей в добровольном порядке, не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, обязанное лицо подлежит трудоустройству на новое место работы. В этом случае взыскатель в срок, установленный частью девятой настоящего пункта, обращается в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей. При вынесении судебного постановления по указанному заявлению судом одновременно решаются вопросы трудоустройства обязанного лица в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Декрета.
(часть третья п. 9 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей, указанные расходы взыскиваются с него на основании исполнительной надписи нотариуса.
В случае, когда обязанное лицо не работает, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке приказного производства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. Если место жительства обязанного лица неизвестно, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке искового производства. Вопрос о розыске обязанного лица разрешается судом по собственной инициативе при подготовке дела к судебному разбирательству или по ходатайству взыскателя расходов по содержанию детей.
(часть пятая п. 9 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
В порядке искового производства возмещение расходов по содержанию детей осуществляется также в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (при рассмотрении исков о лишении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав), и в случаях, когда заявление о взыскании расходов по содержанию детей не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства либо когда отсутствуют документы, необходимые для совершения исполнительной надписи нотариуса.
(часть шестая п. 9 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Взыскателями расходов по содержанию детей являются:
управления (отделы) образования - в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;
детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования - в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием о взыскании таких расходов вправе обратиться прокурор, в том числе по просьбе взыскателей.
Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны обратиться в суд или к нотариусу с требованием о взыскании этих расходов в течение четырнадцати рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение или истечения трех дней либо шести месяцев соответственно в случаях, предусмотренных в частях второй и третьей настоящего пункта.
(часть девятая п. 9 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом взыскатели расходов по содержанию детей представляют следующие документы:
копию свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем;
копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем;
справку о периоде нахождения ребенка на государственном обеспечении, об уплаченных обязанным лицом средствах в счет возмещения расходов по содержанию детей, об имеющейся задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию с обязанного лица ежемесячно, с указанием банковских реквизитов взыскателя для перечисления этих средств;
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
копию документа, удостоверяющего личность обязанного лица, засвидетельствованную управлением (отделом) образования, или справку органа внутренних дел, содержащую информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица);
(абзац введен Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
засвидетельствованную государственной организацией здравоохранения копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности;
(абзац введен Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010); в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
справку с места работы обязанного лица (представляется нотариусу).
9-1. Для получения копии заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности, взыскатели, за исключением случаев, когда обязанному лицу была вручена копия решения об отобрании ребенка в соответствии с частью четвертой пункта 1 настоящего Декрета, направляют обязанному лицу и в орган внутренних дел по месту жительства этого лица письменное сообщение о необходимости явки обязанного лица в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского осмотра.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанное лицо должно явиться в государственную организацию здравоохранения не позднее трех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя и пройти медицинский осмотр. Организация здравоохранения, в которой обязанное лицо проходит медицинский осмотр, обеспечивает его прохождение в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования - в течение пяти рабочих дней.
В случае, если обязанное лицо в установленный срок не явилось в государственную организацию здравоохранения и (или) не прошло медицинский осмотр, соответствующий орган внутренних дел не позднее четырех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя выносит официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает явку обязанного лица в соответствующую организацию здравоохранения, а также сопровождение при прохождении медицинского осмотра.
В ходе медицинского осмотра для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, одновременно обязанному лицу определяются противопоказанные по состоянию здоровья работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве.
Порядок организации прохождения медицинских осмотров обязанными лицами утверждается Министерством здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел.
(п. 9-1 введен Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
10. Расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно.
Суд вправе на основании заявления взыскателя расходов по содержанию детей или обязанного лица:
уменьшить размер подлежащих взысканию расходов по содержанию детей при наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей (ребенка);
освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.
В случае, если суду, органам внутренних дел, органам по труду, занятости и социальной защите, нанимателю стало известно об обстоятельствах, указанных в части второй настоящего пункта, они обязаны незамедлительно проинформировать о них взыскателя расходов по содержанию детей. При поступлении указанной информации взыскатель расходов по содержанию детей вправе, а в случае, предусмотренном в абзаце третьем части второй настоящего пункта, - обязан в течение четырнадцати дней обратиться в суд, вынесший решение о взыскании расходов по содержанию детей с соответствующего обязанного лица, с заявлением об уменьшении размера этих расходов либо об освобождении обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей.
(п. 10 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Требования о взыскании расходов по содержанию детей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении.
Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании расходов по содержанию детей. В случае удовлетворения судом требований взыскателя этих расходов государственная пошлина взыскивается с обязанного лица в размере одной базовой величины. Уведомление обязанного лица о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей направляется судом по последнему известному месту жительства этого лица и считается надлежащим.
Исполнительная надпись о взыскании расходов по содержанию детей совершается нотариусом по месту нахождения взыскателя не позднее следующего дня после получения документов, указанных в части десятой пункта 9 настоящего Декрета. При этом государственная пошлина со взыскателей названных расходов не взимается.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся обращения взыскания на приравненные к заработной плате доходы, см. ст. 520 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
12. Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходы, а также на имущество обязанного лица.
Заработная плата обязанных лиц, находящихся в местах лишения свободы или в лечебно-трудовых профилакториях, направляется на погашение расходов по содержанию детей и исполнение иных обязательств обязанного лица в размерах, необходимых для ежемесячного погашения указанных обязательств. Очередность удержаний определяется в соответствии с законодательством.
Названные лица должны обеспечивать полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Обязанные лица, освободившиеся из мест лишения свободы или прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, возмещают расходы по содержанию детей, а также погашают задолженность по таким суммам в соответствии с пунктом 9 настоящего Декрета.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанным лицам запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, и транспортные средства.
Комиссия по делам несовершеннолетних при принятии решения о помещении ребенка на государственное обеспечение обязана установить наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества и (или) транспортного средства. Такие же меры принимает местный исполнительный и распорядительный орган при принятии решения об отобрании ребенка без лишения родительских прав в соответствии со статьей 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Комиссия по делам несовершеннолетних, местный исполнительный и распорядительный орган при запросе в республиканской и территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним справки о принадлежащих лицу правах на объекты недвижимого имущества освобождаются от платы за выдачу данной справки.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Для наложения запрета на отчуждение этого имущества и транспортного средства комиссия по делам несовершеннолетних или местный исполнительный и распорядительный орган, принявшая (принявший) решение о помещении ребенка на государственное обеспечение, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляют в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения данного имущества обязательное для исполнения предписание осуществить государственную регистрацию запрета на отчуждение определенных объектов недвижимого имущества, а также информируют управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел о возникновении у родителей (единственного родителя) обязанности возмещения расходов по содержанию детей.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
При получении судебного постановления или исполнительной надписи нотариуса о взыскании названных расходов судебный исполнитель незамедлительно принимает меры по наложению ареста на имущество, указанное в части пятой настоящего пункта, и на иное имущество обязанного лица.
При недостаточности денежных средств на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество обязанного лица в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
13. Неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Декрета, в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Вопросы трудоустройства обязанных лиц должны быть решены судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений - в определении, выносимом в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения (далее - судебное постановление о трудоустройстве, если не указано иное). Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.
(часть вторая п. 13 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы.
Части четвертая - шестая исключены. - Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010).
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, - по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению.
Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.
(часть вторая п. 14 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.02.2012 N 2)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите.
В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации.
Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы.
На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве в соответствии с частью второй пункта 13 настоящего Декрета, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих).
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите.
Положение о трудоустройстве обязанных лиц утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц определяется облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом, на которые возлагается ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей. Организации, включенные в указанный перечень, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера оплаты по соответствующим вакансиям.
Организации, в которых работают обязанные лица, должны:
постоянно информировать органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу;
ежемесячно представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в том числе повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины).
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 статьи 42, пунктах 1, 2, 5, 6 статьи 44 и пунктах 2, 4 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь и в части пятнадцатой настоящего пункта.
При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 8 статьи 42, пункте 2 статьи 44, пункте 2 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель в день его увольнения направляет об этом информацию:
в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы в соответствии с настоящим пунктом;
взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в порядке, установленном в пунктах 9 и 13 настоящего Декрета.
Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя.
При увольнении обязанного лица по основанию, предусмотренному в пункте 1 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с призывом на военную службу, для обеспечения его трудоустройства после увольнения с военной службы командир воинской части по месту ее прохождения за три месяца до окончания срока военной службы должен проинформировать об этом суд, органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного проживания обязанного лица, а также направить в суд исполнительный документ в день увольнения данного лица. При отсутствии судебного постановления о трудоустройстве суд в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа должен вынести определение о трудоустройстве обязанного лица.
(п. 14 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Части первая - вторая п. 14-1 утратили силу. - Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010).
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть 1 пункта 14-1 вводится в действие со дня вступления в силу Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 N 166-З (с 13 августа 2010 года), который внес изменения и дополнения в УК по вопросам, вытекающим из положений Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (часть 3 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5).
14-1. Уклонение обязанного лица от явки на работу, составляющее десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, либо сокрытие, занижение обязанным лицом размера заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов, либо виновное действие (бездействие), выразившееся в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве <*>, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшие неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, являются основанием для привлечения его к ответственности в соответствии с частью второй статьи 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
--------------------------------
<*> Для целей настоящего Декрета под виновными действиями (бездействием), выразившимися в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, понимаются уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, в организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлекшие неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
(сноска введена Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
Обязанные лица, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и за иные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании судебного постановления о трудоустройстве, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания.
(п. 14-1 введен Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
15. По искам местных исполнительных и распорядительных органов либо уполномоченных ими организаций обязанные лица могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда с предоставлением других жилых помещений меньшей площади и (или) уступающих им по своим потребительским качествам, в том числе вне пределов данного населенного пункта, на срок, указанный в решении суда.
С лицами, выселенными из занимаемых жилых помещений в соответствии с частью первой настоящего пункта, заключается срочный договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Срок такого договора может быть продлен по решению суда. При отказе обязанных лиц освободить занимаемые жилые помещения по истечении срока договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда они в судебном порядке переселяются в ранее занимаемые жилые помещения.
Жилые помещения, из которых выселены обязанные лица, закрепляются за их детьми в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, и подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) другим лицам для проживания в соответствии с пунктом 16 настоящего Декрета.
16. Временно свободные жилые помещения (часть жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащие обязанным лицам на праве собственности или занимаемые по договорам найма, подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном настоящим пунктом, для проживания других лиц. Типовые договоры найма (поднайма) жилых помещений (части жилого помещения), принадлежащих обязанным лицам на праве собственности или занимаемых ими по договорам найма, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Средства, полученные от сдачи жилых помещений по договору найма (поднайма), не подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц и перечисляются в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, на погашение обязанными лицами, являющимися собственниками (нанимателями) жилых помещений, расходов по содержанию детей. Очередность удержаний с таких лиц по иным исполнительным документам определяется законодательством.
Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности обязанным лицам, сдаются по договору найма. При этом для сдачи жилого помещения, принадлежащего обязанному лицу на праве собственности, не требуется доверенность такого лица.
Размер платы по договору найма жилых помещений, принадлежащих обязанным лицам на праве собственности, определяется по соглашению сторон с включением в нее платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание, обязательных ежемесячных отчислений на капитальный ремонт, платы за коммунальные услуги, рассчитанных в соответствии с жилищным законодательством (далее - плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги).
Жилые помещения, занимаемые обязанными лицами по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, подлежат сдаче по договору поднайма в порядке, установленном жилищным законодательством, с взиманием платы за поднаем, а также платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
Размер платы за поднаем данных жилых помещений определяется исходя из размера базовой ставки платы за поднаем таких жилых помещений, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от места нахождения жилого помещения.
Срок действия договоров, указанных в частях третьей и пятой настоящего пункта, определяется периодом временного отсутствия обязанных лиц или периодом нахождения их детей на государственном обеспечении. Названные договоры прекращаются до истечения их срока в случае необходимости предоставления жилых помещений детям обязанных лиц для проживания.
Для обеспечения сохранности имеющегося в жилых помещениях имущества, принадлежащего обязанному лицу или членам его семьи, комиссией, создаваемой местным исполнительным и распорядительным органом, составляется опись, в соответствии с которой имущество передается по договору хранения лицам, вселяемым в жилое помещение по договору найма (поднайма). Договор хранения имущества заключается одновременно с заключением договора найма (поднайма) жилого помещения.
17. Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории.
Наниматель информирует органы внутренних дел об указанных нарушениях в порядке, установленном в абзаце третьем части двенадцатой пункта 14 настоящего Декрета. При наличии оснований для направления обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий органы внутренних дел в течение трех дней осуществляют подготовку и представление материалов в суд для рассмотрения этого вопроса.
Суд обязан рассмотреть представленные органами внутренних дел материалы и вынести решение в течение десяти дней со дня их поступления.
Органы внутренних дел осуществляют доставку обязанного лица:
в суд в день судебного заседания;
в лечебно-трудовой профилакторий не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о направлении обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий.
Обязанные лица в период нахождения в лечебно-трудовых профилакториях трудоустраиваются на республиканские унитарные производственные предприятия, подчиненные Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, и в иные организации, расположенные по месту нахождения лечебно-трудовых профилакториев.
При прекращении нахождения обязанного лица в лечебно-трудовом профилактории или освобождении его из мест лишения свободы в случае необходимости его трудоустройства администрация лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел обязана за три месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информировать об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, органы внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите, а также направить в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанные лица, прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях или освобожденные из мест лишения свободы и подлежащие трудоустройству, к месту жительства сопровождаются работником лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Трудоустройство этих лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве. При отсутствии такого судебного постановления судом в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа в суд должно быть вынесено определение о трудоустройстве обязанного лица.
(п. 17 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
18. В случае, если обязанное лицо скрывается, органы внутренних дел принимают меры по установлению места его нахождения и при обнаружении вправе применить административное задержание на срок до семидесяти двух часов в соответствии с законодательством.
(часть первая п. 18 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Расходы по розыску возмещаются разыскиваемыми обязанными лицами.
19. Средства, перечисляемые родителями в добровольном порядке либо взысканные по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, перечисляются на текущие счета по учету бюджетных средств:
районных, городских, районных в городе отделов образования, через которые финансируются опекунские семьи, приемные семьи, детские дома семейного типа, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей, в которых находятся дети обязанных лиц;
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
учреждений образования, финансируемых через управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, Министерство образования, иные республиканские органы государственного управления, в которых находятся дети обязанных лиц;
домов-интернатов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, в которых находятся дети обязанных лиц;
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
домов ребенка, в которых находятся дети обязанных лиц.
Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны ежемесячно отслеживать поступление указанных средств и до 30-го числа текущего месяца перечислять их в доход соответствующего бюджета, из которого финансируются расходы по содержанию учреждений, а также опекунских и приемных семей.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Взыскатели расходов по содержанию детей должны в семидневный срок информировать суд по месту жительства обязанных лиц об изменении подлежащих взысканию сумм расходов по содержанию детей и формы устройства ребенка на воспитание.
(часть третья п. 19 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Взыскатели расходов по содержанию детей, наниматели, у которых работают обязанные лица, при наличии информации об обстоятельствах, влекущих прекращение, приостановление исполнительного производства или возврат исполнительного документа взыскателю (пункт 8 статьи 490, статья 492, пункт 8 части первой статьи 493 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь), обязаны проинформировать об этом суд.
(часть четвертая п. 19 введена Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
В случае смерти единственного (последнего) родителя, обязанного возмещать расходы по содержанию детей, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, освобождения от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей взыскатели списывают задолженность этого лица по возмещению расходов по содержанию детей на основании определения суда о прекращении исполнительного производства и прекращении взыскания задолженности либо решения суда об освобождении от задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, а если обязанное лицо возмещало эти расходы добровольно - на основании документа, подтверждающего факт его смерти, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим.
(часть пятая п. 19 введена Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
20. Утратил силу.
(п. 20 утратил силу с 1 января 2010 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 N 143)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Пункт 22 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
22. Совету Министров Республики Беларусь:
22.1. до 1 января 2007 г.:
определить порядок признания детей нуждающимися в государственной защите;
определить порядок предоставления детям, нуждающимся в государственной защите, статуса детей, оставшихся без попечения родителей, и утраты этого статуса, а также порядок возврата таких детей родителям;
утвердить по согласованию с Президентом Республики Беларусь положение о трудоустройстве обязанных лиц;
установить порядок закрепления временно свободных жилых помещений обязанных лиц за их детьми, находящимися на государственном обеспечении;
определить правила проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы по содержанию детей;
установить размер базовой ставки платы за поднаем жилых помещений, сдаваемых в соответствии с пунктом 16 настоящего Декрета;
определить порядок и условия перечисления сумм, получаемых от сдачи жилых помещений обязанных лиц, являющихся собственниками (нанимателями) данных помещений, на погашение расходов по содержанию детей;
обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации;
22.2. совместно с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам, вытекающим из положений данного Декрета;
22.3. совместно с облисполкомами в шестимесячный срок принять меры по укреплению материально-технической и производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел.
Пункт 23 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
23. Министерству образования совместно с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты обеспечить учет детей, нуждающихся в государственной защите.
Пункт 24 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
24. Министерству юстиции в двухмесячный срок создать банк данных о лицах, обязанных по решению суда возмещать расходы по содержанию детей.
Пункт 25 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
25. Министерству информации, Национальной государственной телерадиокомпании совместно с заинтересованными активизировать работу государственных средств массовой информации по популяризации традиционных семейных ценностей, здорового образа жизни, созданию нетерпимого отношения к родителям, уклоняющимся от воспитания и содержания своих детей, допускающим в отношении их жестокость и насилие.
Пункт 26 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
26. Облисполкомам и Минскому горисполкому:
в двухмесячный срок:
разработать комплекс мер по реализации настоящего Декрета;
определить перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц;
предусмотреть рабочие места для трудоустройства обязанных лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы;
постоянно оказывать содействие Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел в предоставлении рабочих мест лицам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях или местах лишения свободы.
Пункт 27 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
27. Федерации профсоюзов Беларуси, общественному объединению "Белорусский республиканский союз молодежи" и другим общественным объединениям принимать активное участие в проведении профилактической и воспитательной работы в организациях, где работают обязанные лица, а также лица, имеющие несовершеннолетних детей и злоупотребляющие спиртными напитками, употребляющие наркотические средства.
Пункт 28 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
28. Обеспечение контроля за выполнением настоящего Декрета осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом на соответствующей территории, а также республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией:
Министерством образования - по вопросам признания детей находящимися в социально опасном положении, их учета, а также координации деятельности органов управления образованием и учреждений образования системы данного Министерства по взысканию расходов по содержанию детей;
Министерством юстиции - по вопросам организации деятельности судов по обеспечению оперативного выполнения требований настоящего Декрета, исполнения судебных постановлений о взыскании расходов по содержанию детей, осуществления контроля за деятельностью судебных исполнителей по указанным судебным постановлениям;
Министерством труда и социальной защиты - по вопросам организации трудоустройства обязанных лиц по судебным постановлениям о трудоустройстве, взыскания домами-интернатами для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития расходов по содержанию детей;
Министерством внутренних дел - по вопросам профилактического учета обязанных лиц, обеспечения их явки и при необходимости сопровождения в государственные организации здравоохранения для прохождения медицинского осмотра, обеспечения явки в органы по труду, занятости и социальной защите, к нанимателю для трудоустройства, розыска обязанных лиц, возмещения расходов по содержанию детей обязанными лицами, находящимися в местах исполнения наказания или в лечебно-трудовых профилакториях, а также по вопросам развития и модернизации производственной базы республиканских унитарных производственных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту исполнения наказаний данного Министерства;
Министерством здравоохранения - по вопросам организации прохождения медицинских осмотров обязанными лицами, координации деятельности органов управления здравоохранением и организаций здравоохранения по взысканию расходов по содержанию детей;
Министерством жилищно-коммунального хозяйства - по вопросу координации деятельности по сдаче по договорам найма (поднайма) жилых помещений (части жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащих обязанным лицам на праве собственности или занимаемых по договорам найма;
государственными органами, в подчинении которых находятся учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, - по вопросу взыскания расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении в этих учреждениях.
(в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 6)
(см. текст в предыдущей редакции)
Координация действий структурных подразделений соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по реализации настоящего Декрета осуществляется координационными советами, созданными указанными органами.
Персональная ответственность за реализацию настоящего Декрета на территории соответствующей административно-территориальной единицы возлагается на председателей областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, глав местных администраций, а по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, - на руководителей республиканских органов государственного управления и иных государственных органов в соответствии с их компетенцией.
(п. 28 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 5 (ред. 09.03.2010))
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 29 вступил в силу со дня официального опубликования (часть 2 пункта 30 данного документа).
29. Трудоустройство неработающих обязанных лиц в соответствии с настоящим Декретом в случаях, когда в отношении этих лиц вынесены судебные решения до вступления в силу этого Декрета, осуществляется на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий.
Верховному Суду принять меры по организации работы судов в соответствии с частью первой настоящего пункта, обеспечив ее завершение до 1 февраля 2007 г.
30. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2007 г., за исключением частей пятнадцатой и шестнадцатой пункта 14, пунктов 22 - 29 и данного пункта, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
Положения частей пятнадцатой и шестнадцатой пункта 14 вводятся в действие со дня вступления в силу закона о внесении изменений и дополнений в законы по вопросам, вытекающим из положений настоящего Декрета, а пункты 22 - 29 и данный пункт вступают в силу со дня официального опубликования этого Декрета.
До приведения законодательства в соответствие с настоящим Декретом акты законодательства, принятые до вступления его в силу, применяются в части, не противоречащей этому Декрету.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Жизнь без конфликтов
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
10 заповедей для родителей
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by