Виртуальный методический кабинет

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь

Примерный перечень учебных изданий, допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, для использования в 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (основной)

Примерный перечень учебных изданий, рекомендованных в качестве соответствующего вида учебного издания организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, для использования в 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (дополнительный)

Перечень новой учебно-методической литературы для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, к 2024/2025 учебному году

Пералік новай вучэбна-метадычнай літаратуры, выдадзенай на беларускай мове, для ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, да 2024/2025 навучальнага года

Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

свернуть

Деятельность педагога по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников

 

 «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в дошкольном учреждении  ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации образовательного  процесса:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  • игры – занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно-пространственную  развивающую среду в группе. В неё входят:

  1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

  1. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

  1. Библиотека,в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений образовательной работы в дошкольном учреждении. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать:

- информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

- познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

- наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

-досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Источники:

1.Учебная программа дошкольного образования.

2.Интернет-источники.

свернуть

Обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса

Требования по обеспечению безопасности в помещении учреждения дошкольного образования

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных ёмкостях в недоступном для воспитанников месте.

Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения уголка природы размещаются на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят за тем, чтобы дети не брали в рот предметы, незнакомые растения; не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается;

Воспитатели совместно с музыкальным руководителем и руководителем физвоспитания организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой и другими предметами.  Важно соблюдать элементарные правила гигиены. У каждого воспитанника должны быть индивидуальная зубная щётка, расчёска и полотенце.

Нельзя привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе; оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры. 

Место воспитателя, его стол, должны всегда содержаться в порядке. Нельзя держать на виду острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами. Также категорически запрещается закалывать свою одежду булавками и иголками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в карманах не было острых и бьющихся предметов. Разрешается носить туфли только на низком каблуке. Нельзя держать в помещении лекарственные средства, особенно в поле зрения детей. Аптечка должна находиться в определенном месте, вне досягаемости ребёнка. Содержать она должна только зеленку, йод, перекись, бинт, вату, лейкопластырь.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда ребёнку срочно понадобится медицинская помощь. В этом случае мероприятия по оказанию неотложной помощи до приезда скорой оказывает медицинский работник, а если его нет – воспитатель.

В начале и в конце рабочего дня в обязанности воспитателя входит проверка группы и участка. Необходимо выключить все электрические приборы, проветрить помещение, после чего закрыть все окна и форточки. После того как родители забрали последнего ребёнка, воспитателю необходимо подготовить материал для занятий на следующий день. Важно продумать его заранее.

Правила безопасности в учреждении дошкольного образования во время аварийных ситуаций.

Во время возникновения чрезвычайной ситуации нельзя поддаваться панике. Это может быть авария, пожар, стихийное бедствие. Первоначальная задача каждого – спасти детей своей группы, после чего доложить о результатах заведующему учреждения или заместителю заведующего по основной деятельности. Очень важно чётко выполнять все их указания. Каждый воспитатель должен понимать, что несёт большую ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Эвакуационные входы и выходы не должны быть завалены ненужными предметами. Важно держать двери закрытыми изнутри с помощью небольшого, легко открывающегося засова. Подход к двери должен быть свободным. В случае если огонь проник в комнату, окна открывать нельзя, потому что из-за сквозняка возможно обильное возгорание. Чтобы быстрее выбраться из горящего помещения, нужно встать на четвереньки и ползти к выходу, прикрывая в этот момент нос и рот мокрой тканью. Если во время пожара загорелась одежда ребёнка, его нужно обернуть мокрой тканью и прижать ткань к телу, чтобы прекратить проникновение кислорода. Ни в коем случае нельзя пользоваться огнетушителем для тушения одежды. Из-за этого могут возникнуть дополнительные химические ожоги. Поиск детей в горящем помещении прекращается только в том случае, если проверены все помещения детского сада.

В случае аварийной ситуации или пожара дети выводятся на игровой участок и сообщается заведующему или в случае его отсутствия заместителю о результатах эвакуации из помещения.

Нельзя использовать в группах, где находятся дети, электрокипятильники и чайники, а также устраивать в нежилых помещениях склады макулатуры или хранить легковоспламеняющиеся металлы и строительные материалы. Нельзя устраивать в закрытых помещениях фейерверки и зажигать свечи, бенгальские огни.

 

Требования безопасности к оснащению территории учреждения дошкольного образования

Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть  без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть надёжно закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпание песком.

Требования к организации и проведению образовательной работы с воспитанниками по формированию основ безопасного поведения

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. 

На всех занятиях особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.  Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. 

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. 

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).   Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение. 

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. 

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей. 

В каждой возрастной группе должен быть оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей, подобраны рекомендации для родителей. Материалы периодически должны меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью. 

Обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников при использовании спортивных снарядов и физкультурного оборудования:

- исключить использование чешек для спортивной обуви, спортивная обувь должна быть с резиновой подошвой;

- недопустимо оставление детей одних, без присмотра около спортивных снарядов;

- при выполнении упражнений на спортивных снарядах крепко держаться за них, не раскачиваться как на качелях;

- нельзя приземляться на одну ногу при преодолении препятствия с прямого разбега, после длительного бега резко останавливаться, спускаться с горки на санках, если на дорожке находиться кто-нибудь из детей, при выполнении кувырка вперёд становиться на голову, становиться на мяч двумя или одной ногой, кататься на санках лёжа на животе, переносить тяжести детьми весом более 2-2,5 кг.;

- необходимо развивать чувство самостраховки у воспитанников, при страховке на одном из снарядов взрослый должен стоять так, чтобы в поле зрения держать всю группу, во время прыжков с высоты или на твёрдую основу необходимо на пол класть два поролоновых мата;

- необходимо использовать поддержку ребёнка взрослым при соскоке после виса на перекладине;

- все предметы физкультурного оборудования должны быть гладко выструганными, не иметь трещин, с гладкими углами, два раза в год проводятся приёмочные испытания спортивного оборудования, составляется акт – разрешение на проведение занятий по физкультуре, на каждом спортивном оборудовании должен быть маркер «оборудование испытано и готово к эксплуатации» с датой проведения эксплуатации;

- следует систематически проверять крепления спортивных снарядов, а также крепления основных стоек к стене и потолку, полосу препятствий из спортивных снарядов нужно располагать по краям площадки, чтобы в поле зрения были все дети;

- оборудование должно быть безопасным и надёжно закреплено, на спортивных площадках почва должна быть ровной и утрамбованной, без ямок и бугорков и выпирающих корней деревьев;

- пол в спортивном зале к началу занятия должен быть сухим и чистым;

- лыжный инвентарь необходимо подбирать в соответствии с ростом детей (палки лёгкими, прочными, иметь петли для хвата руками, острые для упора в ограничительное кольцо); крепление лыж к обуви – удобное и надёжное;

- во избежании путаницы, лыжи и ботинки к ним должны иметь номер и букву отличия на лыже (правая – «п»); лыжи дети должны переносить в вертикальном положении с захватом под ремешок или под пятку, чтобы не задевать ими друг друга;

- в зимнее время площадки регулярно должны очищаться от снега;

- осуществление контроля за величиной нагрузок и состоянием организма по внешним признакам;

- в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья ребёнка необходимо уже с 3-летнего возраста учить правилам пользования спортивным инвентарём, помимо объяснений, следует давать детям возможность почувствовать правильную и неправильную технику захвата и постановки ног, чтобы они могли применить самостраховку и освоить технику безопасности;

- при выполнении упражнений с предметами следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

 

Требования по обеспечению безопасности при организации прогулки:

- помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и при необходимости прийти на помощь;

- обязанность воспитателя – следить за температурным режимом и в соответствии с погодными и температурными условиями следить за одеждой детей и за тем, чтобы у ребёнка был головной убор;

- предварительно перед прогулкой необходимо осмотреть участок на предмет безопасности;

- хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность;

- игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком;

- воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная);

- для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки;

- обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.;

- не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей части дороги;

- не допускается организации прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников;

- не оставлять детей во время прогулок без наблюдения воспитателя;

- запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду;

- воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца;

- запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям;

- воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей);

- в случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен срочно сообщить об этом заведующему, родителям (или законным представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду;

- при несчастном случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, медицинской сестре, родителям, при необходимости вызвать врача и доставить ребенка в больницу.

 

Требования безопасности во время экскурсии

- При проведении экскурсий предварительно осмотреть маршрут движения детей с целью безопасного пребывания (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

- При проведении экскурсий, пеших прогулок за пределы территории детского сада воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

- При проведении пеших прогулок, экскурсий воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная)

- Согласовать с медсестрой возможность выхода на прогулку, экскурсию в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности.

- Поставить в известность заведующего, медсестру о готовящейся экскурсии, прогулке за пределы территории учреждения

- Необходимо знать списочный состав детей перед выходом на прогулку, экскурсию, и по возвращении в детский сад.

- Осмотреть одежду, обувь детей на соответствие погодным условиям, В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы.

- Соблюдать питьевой режим, есть только мытые фрукты, ягоды, корнеплоды.

- Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время экскурсии необходимо чередовать виды деятельности.

- Обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.

- Не разрешается проводить прогулки, экскурсии, игры около водоемов, возле проезжей части дороги.

- При переходе дороги необходимо разъяснять детям правила поведения.

- Не оставлять детей во время прогулок, экскурсии детей без наблюдения воспитателя.

 

Требования безопасности во время организации труда детей на   огороде, в цветнике.

- При организации труда детей воспитатель напоминает воспитанникам правила пользования инвентарем, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ.

- При организации детского труда используют только исправный инвентарь.

- Проверить состояние инвентаря для труда на предмет их травмированности для детей.

- Не оставлять детей во время труда без наблюдения воспитателя.

- Не сжигать мусор, опавшие листья на участке во избежание ожогов, пожаров.

- Запрещается воспитанникам трогать руками опасных и ядовитых животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

- Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора) производить только с помощью граблей, метелок, совков, не собирать мусор незащищенными руками.

 

Требования безопасности по окончании прогулки, экскурсии, труда на огороде, игровом участке, в цветнике

- Проверить наличие воспитанников

- Очистить верхнюю одежду детей, обувь от снега, грязи, песка.

- Привести в порядок выносной материал, орудие труда (очистить от земли, песка, снега)

- Организовать спокойный заход детей в помещение детского сада под присмотром воспитателя и помощника воспитателя.

- Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время года.

- Проверить, как дети сложили в шкафчики одежду. При необходимости переодеть ребенка в чистое сухое белье.

- Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

- Вымыть и убрать в специальное отведенное место выносной игровой материал.

 

Основные требования по обеспечению безопасных условий для воспитанников при проведении занятий по аппликации

- перед проведением занятия напоминать детям правила безопасного поведения;

- держать в поле зрения всех детей;

- ножницы должны быть с тупыми концами;

- ножницы (не во время занятия) должны находиться в недоступном для детей месте;

- обучение воспитанников безопасной работе с ножницами;

- использование крахмального клея или из пшеничной муки, который варят утром и разливают остывшим;

- исключение использования клея ПВА;

- по окончании работы необходимо следует привести в порядок свое рабочее место, пособия, оборудование, использованное на занятии в специально предназначенные места.

 

Основные требования по обеспечению безопасных условий для воспитанников при проведении занятий по рисованию

- держать в поле зрения всех детей;

- карандаши должны размещаться лёжа;

- обращать внимание на то, как дети держат карандаш;

- вода наливается не в стеклянную ёмкость.

 

Требования к организации питания

- приносить пищу из пищеблока нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей;

- во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;

- запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;

- температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 50 °С;

- во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;

- во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;

- запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.

свернуть

Требования к оформлению и содержанию центров экспериментирования

  1. Материалы и контейнеры для их хранения должны быть безопасными для детей.
  2. Материалы должны соответствовать возрастным возможностям детей для проведения самостоятельных исследований. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем познавательного развития.
  3. Материалы размещаются по тематическим зонам: зона экспериментирования, зона познания (обучения), зона коллекций или мини-музей. Обязательно необходимо в зоне экспериментирования оборудовать место для проведения опытов.
  4. Необходимо разместить на видном месте правила работы с материалами, запрещающие и разрешающие знаки (условные обозначения), которые разрабатываются совместно с детьми.
  5. Материалы распределяются по тематическим наборам, которые располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

 

«Воздух»

- соломки для коктейля, трубочки

- воздушные шарики разных форм и размеров, целлофановые и бумажные мешочки

- дудочки, свистульки и трубочки для их изготовления

- ёмкости разных форм и размеров

- веера, опахала разных форм и размеров

- флюгера, султанчики, флажки, самолётики из бумаги

- пух, перо, вата, лёгкие платки, ленты

- губки, пористые материалы.

 

«Вода»

- набор мелких предметов из разных материалов для опытов «тонет –не тонет»

- кусочки натуральных и искусственных тканей для опытов «впитывает - не впитывает»

сосуды для смешивания и фильтрования

-воронки разных форм и размеров, резиновые груши разных размеров, пипетки, шприцы без игл, ситечки

- предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки…

- фильтры из разных материалов

- ложки мерные различных размеров и форм

- различные трубки, пластилин в качестве герметика.

 

«Свет-тень»

- фонарики

- козырьки, зонты

- кусочки цветной прозрачной пластмассы

- диапроектор

- трубки и кусочки прозрачных, матовых, непрозрачных материалов

Карандаш на подставке для исследований тени.

 

«Магнит»

- магниты разных форм и размеров

- мелкие металлические предметы

-мелкие предметы из дерева, пластмассы…

 

«Зеркало»

- зеркала разных форм ми размеров в оправе

- двойное зеркало в виде книги

- отполированные металлические вещи с ровной зеркальной поверхностью

- отполированные металлические вещи с выпуклой и вогнутой зеркальной поверхностью (ложки, игрушечные тарелки…)

- увеличительные стёкла

- изображения объектов природы, имеющих симметричное строение (бабочка, стрекоза, лист).

 

Содержание центров экспериментирования

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ, ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

 

Цель: формирование представлений об объектах природы ближайшего окружения на основе чувственного восприятия.

Задачи: формировать представления о свойствах явлений и объектах природы: воды (может быть как снег и лёд, прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес); песка, глины, камней и т.д.; о состояниях погоды: идёт дождь, идёт снег, светит солнце. Дует ветер

 

Основное оборудование (объекты для исследования в реальном действии)

ЗОНА «ВОДЫ И ПЕСКА»

Дидактический материал: рыбки, шарики, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек (небольшие фигурки людей и животных), лодочки, резиновые игрушки (уточки, лягушки), заводные игрушки.

Прочие материалы: сачки, воронки, удочки, ситечки, шумовки, деревянные ложки, половники, лопатки, грабельки, одноразовые ложки большие, мельницы, губки разного цвета, молоточки, совочки, формочки, деревянные палочки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой).

Бросовой материал: пробки от пластиковых бутылок, футляры от киндер-сюрпризов.

Природный материал: шишки, ракушки, камешки, крупные орехи.

Емкости: ведерки, лейки, стаканчики.

Дополнительное оборудование и материал

  • Клеенчатые фартуки.
  • Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. Д.)
  • Контейнеры для хранения мелких предметов, природного и бросового материалов.

 

Правила поведения во время игр в группе с песком и водой. (младший дошкольный возраст)

При организации игр с водой должны учитываться следующие моменты:

  • у детей должен быть свободный доступ к воде, возможность играть несколько детям одновременно;
  • уровень воды 5-7 см;
  • верхний край изделия должен быть на уровне пояса ребенка.

Правила поведения для детей (младший возраст)

во время игр с водой:

  • играть дружно, не мешая другим;
  • не отбирать игрушки;
  • бережно относиться к воде;
  • не лить воду на детей и на пол.

во время игр в группе с песком:

  • не выбрасывать песок из песочницы;
  • нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  • бережно обращаться с песком;
  • после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Цель: формирование понимания разнообразия объектов окружающего мира и необходимости гуманного отношения к ним.

Задачи: формировать представления об отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды – становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.; основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.

Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух»

Простейшие приборы и приспособления: лупы, «ящик ощущений» или чудесный мешочек с разными наполнителями,

Емкости: оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом: емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы.

Природный материал: песок разного цвета, семена (бобов, фасоли, гороха, тыквы, огурцов), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, шишки, глина.

Бросовой материал: кусочки дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон цветной и пенопласт, фольга разного цвета.

Сыпучие материалы и красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), сахар, соль, крахмал, манная крупа, мука.

Прочие материалы: игрушки для воды и песочницы: формочки разной конфигурации и размера, ёмкости от киндер-сюрпризов, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, губки разного цвета; вертушки ветряные (4-6 разные); тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой)

Дополнительное оборудование и материал

  • Карточки-знаки «Способы сенсорного обследования»
  • Клеенчатые фартуки.
  • Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, природного и бросового материалов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА

Познавательные иллюстрированные книги, экологические кубы, альбомы и т.д.

 

При организации игр с водой должны учитываться следующие моменты:

  • у детей должен быть свободный доступ к воде, возможность играть несколько детям одновременно;
  • уровень воды 5-7 см;
  • верхний край изделия должен быть на уровне пояса ребенка.

Правила поведения для детей во время игр в группе с песком и водой (младший дошкольный возраст)

во время игр с водой:

  • играть дружно, не мешая другим;
  • не отбирать игрушки;
  • бережно относиться к воде;
  • не лить воду на детей и на пол.

во время игр в группе с песком:

  • не выбрасывать песок из песочницы;
  • нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  • бережно обращаться с песком;
  • после игры надо вымыть руки.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Задачи: формировать представления о свойствах воды, почвы, воздуха; погодных явлениях каждого сезона: температура, осадки, долгота дня.

Основное оборудование /объекты для исследования в реальном действии/

Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух»

Приборы – помощники: лупы, весы, флюгер, воздушный змей, ветряная мельница.

Емкости: мерные стаканчики пластмассовые, емкости одинакового и разного размера (4-5) и разной формы.

Природный материал: песок, глина, земля, семена (тыквы, арбуза, кабачков, подсолнечник, свеклы), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, плоды разных растений, шишки, перья птиц, сухоцветы, орехи.

Бросовой материал: кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, пластмассы, кусочки дерева, пробки, бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхностью: глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая, наждачная), пенопласт, фольга разного цвета.

Сыпучие материалы и красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), сахар, соль, крахмал, манная крупа, мука.

Медицинский материал: пипетки, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы (без игл), резиновые груши.

Прочие материалы: воздушные шары; сито; тряпочные салфетки; трубочки; вертушки разного размера (4-5); воронки; сачки, черпачки, предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций для экспериментов с песком.

Дополнительное оборудование и материал

  • Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Мудрая тётушка Сова, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)
  • Клеенчатые фартуки (дети надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА

Познавательные иллюстрированные книги, экологические кубы, кубы – цепи питания, схемы-модели способов ухода за объектами природы, альбомы, плакаты, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов и т.д.

ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ или МИНИ-МУЗЕЙ

Коллекции: семена разных растений – морковь, томаты, зерновые культуры; листьев и плодов и т.д. Гербарии лекарственных растений, опасных растений… Мини-музеи часов, тканей, деревьев и листьев и т.д.

 

Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и

наблюдений /средний, старший дошкольный возраст/

 Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

 Грязными руками не трогать глаза.

 Не брать руки в рот.

 Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.

 Со стеклом будь осторожен-

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

 Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком. (!)

 При слове «Замри!», «Стоп!» - остановиться, ничего не трогать, не продолжать работу.

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

 Опыт подошел к концу,

Я порядок наведу -

Все на место отнесу.

 По окончании эксперимента вымыть руки с мылом.

 Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Салфетка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

СТАРШАЯ ГРУППА

Цель: систематизация знаний о природе, о группах растений и животных, о сезонных изменениях природы, об организме человека.

Задачи: формировать представления о:

- характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;

- свойствах объектов и явлений неживой природы: свете, тепле и их роли в жизни человека, животных, растений; воде; почве- песок, глина, камни; воздухе;

- о Земле, Солнце, Луне, звёздном небе.

 

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух», «Магнит», «Зеркало», «Свет»…

Приборы-помощники

Лупы, микроскоп, различные песочные часы на разные отрезки времени (2шт.), весы, термометр спиртовой, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), магниты, бинокль, компас, вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница, весы рычажные, равноплечие (балансир) с набором разновесок, сантиметровая лента, линейка, условные мерки, пипетки, мерные ложки, колбы, шприцы (без игл), резиновые груши, воронки.

Емкости

Набор мерных стаканов (2-3шт), набор прозрачных сосудов разных форм и объемов (2-3шт.), пробирки пластиковые.

Природный материал

Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, (в том числе экзотических: кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов), камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из разных пород, песок, коллекция минералов, гербарий.

Бросовой материал

Проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки, коллекция бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная разного цвета и др.), пенопласт, фольга разного цвета, поролон, шпагат, рогожка.

Детали конструктора, болты, шурупы. Красители Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Прочие материалы

Цветные очки, линзы, резина, воронки, набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крахмал, сито, тряпочные и бумажные салфетки, трубочки, ватные палочки, разные виды бумаг, деревянные палочки, набор для опытов с магнитом (2-3), действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,

Дополнительное оборудование и материал

Академические головные убор и мантия.

Разрешающие и запрещающие знаки, правила работы с материалом.

Карандаши, бумага для записей, индивидуальные дневники для фиксации результатов опытов и экспериментов: ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.

Персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация (Каркуша, Умный Филин т. д.)

Клеенчатые фартуки (надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА

Познавательные иллюстрированные книги, схемы-модели способов ухода за объектами природы, о способах размножения и пересадки растений, альбомы, плакаты, карты, атласы, глобус, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов и т.д.

ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ или МИНИ-МУЗЕЙ

Коллекции: семена разных растений – морковь, томаты, зерновые культуры; листьев и плодов и т.д. Гербарии лекарственных растений, опасных растений… Мини-музеи часов, тканей, деревьев и листьев и т.д.

 

Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений (средний, старший возраст) – смотреть в средней группе.

свернуть

Создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования

Среда развития ребёнка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и их развитие.

Предметная игровая развивающая среда – система материальных объектов, функционально моделирующая физическое, психическое, интеллектуальное, развитие ребёнка. Она должна объективно – через своё содержание – создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Цель предметной игровой развивающей среды – педагогическая актуализация личностного развития ребёнка, обеспечение физического, психического и социального здоровья.

Среда выступает не только условием саморазвития личности дошкольника, но и показателем профессионального уровня педагога. Её моделирование требует от взрослого глубоких знаний о возрастных особенностях дошкольников, способах и вариантов построения среды, а также творческого воображения и эстетического вкуса.

Анализ состояния организации предметно-развивающей среды позволил выявить ряд проблем:

  • педагоги имеют недостаточный уровень знаний о сущности и особенностях организации предметно-развивающей среды
  • у педагогов отсутствуют системные представления о здоровьесберегающем, воспитательном, развивающем влиянии среды на личность дошкольника;
  • у педагогов нет мотивации к деятельности по созданию развивающей предметно-игровой среды;
  • созданная педагогом игровая среда не всегда обеспечивает комплекс условий для психического здоровья и эмоционального комфорта ребёнка: отсутствует личное пространство ребёнка, место, где он может отдохнуть, посмотреть домашние фотографии (речь не идёт о зонах отдыха, уголках уединения);
  • не созданы условия для активного участия детей в созидании, преобразовании и обогащении среды: отсутствуют предметы, позволяющие ребёнку моделировать (строить, менять) предметную (игровую) среду /модули, ширмы, невысокие двухсторонние стеллажи на колёсиках, тележки на колёсиках/, трансформировать в соответствии с видом и содержанием деятельности.

Предметная среда – это всегда поле детской деятельности, её объективные условия и средства достижения цели, которые заданы предметной средой. Активность ребёнка в условиях развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не поле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая предметная игровая среда должна соответствовать ряду требований:

  • соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы зоны ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский);
  • соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
  • удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать самоутверждению ребёнка;
  • быть функционально комфортной, как для ребёнка, так и для взрослого.

Технологии построения

развивающей предметно-игровой среды

Зонирование – это выделение разнообразных функциональных зон в физическом пространстве, окружающем ребёнка, обеспечивающее каждому ребёнку возможность самостоятельного получения информации, возможность саморазвития и самообучения. Многофункциональное дробление зон по конкретным видам материалов считается неэффективной. Причина этого: для большого количества «уголков» недостаточно места в групповой комнате, нет однозначного соответствия между видами деятельности, из которых складывается образовательный процесс (игровая, продуктивная, познавательно-практическая), и материалом (многие материалы полифункциональны и могут использоваться  как для игровой, так и продуктивной, познавательно-практической деятельности).

Что означает полифункциональность зон пространства группового помещения?  Пространство группы должно стать полифункциональным в каждой его части (Н.А. Короткова). При делении группового пространства для старших дошкольников выделяются следующие зоны:

  • зона спокойных видов деятельности;
  • зона активной деятельности, деятельности связанной с экстенсивным (расширительным) использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);
  • рабочая зона (место для занятий, индивидуальных, подгрупповых самостоятельных игр с материалами, хранящимися в тематических уголках, на расположенных неподалёку стеллажах).

 

  1. Сюжетно-ролевые игры «Школа»

Примечание:

  • игра может включать уголок познавательного развития, уголок грамотности, библиотеку;
  • материалы могут размещаться в файловых папках, плотных скоросшивателях. Главное условие – эстетика, удобное использование в работе, наличие надписей.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
    • Книги располагаются по разделам: сказки, стихи, рассказы о природе, профессии, космос, география, транспорт, энциклопедии и т.д. (Не менее 60-70 книг).
    • Наличие у каждой книги символа, соответствующего определённому разделу.
    • Коробочка с символами для наклеивания в формуляр.
    • Наличие у каждого ребёнка группы читательского билета и формуляра. (С единым опознавательным значком, фамилией, именем ребёнка).
    • Наличие и библиотекаря бейджика с надписью «БИБЛИОТЕКАРЬ».
    • Постоянно действующие выставки:

- новые книги;

- это интересно;

- «мая Радзіма – Беларусь»;

- красный день календаря;

- посвящённые юбилейным датам писателей, поэтов, художников;

- отзыв о прочитанной книге (рисунок, аппликация, поделка, книга отзывов и т.д.).

  • Тематические викторины:

- по сказкам;

- по содержанию наиболее читаемых и интересных книг;

- по авторам (писатели, поэт, художники);

- общим знаниям и т.д.

  • Уголок книгоиздания. (Атрибуты: бумага, дырокол, ножницы, скотч, скоросшиватели, скобы, ножницы, иллюстрации, клей, алфавит (трафареты).
  • Уголок по ремонту книг. (При необходимости. Ремонт книг входит в обязанность библиотекаря).
  1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
  • Поликлиника (приём терапевта).
  • Кабинет УЗИ (что это, для чего, что необходимо).
  • Глазной кабинет (буквы, символы).
  • Центр «Скорой помощи» (носилки, капельница, кабинет функциональной диагностики, лаборатория).
  • Схемы оказания первой медицинской помощи.
  • Аптека. (лечение травами. Ромашка: цветок, горло, протирать лицо, мыть голову, пить при болях в желудке и т.д.).
  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Супермаркет»

Примечание:

-за определённое количество «бонусов» ребёнок имеет право взять любой товар домой с возвратом на следующий день в магазин. «Бонус» – поощрения за добрые дела или поступки, которые ребёнок может копить, чтобы взять более «дорогую» вещь;

-все товары в «магазине» имеют двойную цену – денежную и бонусную;

-«продавец» в группе «работает» на протяжении всего дня (бейджик: зав. магазином, консультант, продавец, грузчик и т.д.)

  • Отделы:

 продукты;

кондитерский;

игрушки;

канцелярские товары;  

спортивные товары;

электротехника;

книжный;

 развивающих игр;

детской одежды;

конфискат

и другие

  • Деньги, валюта, касса, сумки, кошельки.
  • Витрина, реклама новых товаров (аппликация, рисунки, коллаж и т.д.) к изготовлению рекламы привлекаются родители.
  1. Центр познавательно-практической деятельности (может быть совмещ с центром «Воды и песка»

Примечание:

  • атрибуты для опытов и экспериментов

 -средства измерения: линейки, циркуль, мерные стаканы, сосуды разных форм и объёмов, компас, барометр водяной, стёкла (линзы), весы, часы и др.;

-предметы для опыта с огнём: спички, спиртовки, свечи, лампа и др.;

-предметы для опытов с магнитом;

- др.

  1. Центр «Воды и песка»
  • Коробка №1. Мелкие игрушки (люди, животные, транспорт, дома, деревья, беседки, правила дорожного движения и т.д.).
  • Коробка №2. Бросовый материал. (камешки, ракушки, пробки, косточки, каштаны, упаковки от киндер сюрпризов, пенопласт, палочки для рисования, цветные стёклышки и т.д.).
  • Коробка №3. Предметы для исследовательской деятельности. (воронки, груши, ситечко, ложки – всё трёх размеров, мерные стаканчики пипетки, увеличительное стекло, пинцет, формочки, совочки, метёлочка, губка, различного рода ёмкости, резиновые шланги, трубки и т.д.).
  • Коробка №4. Игрушки (предметы) из разного материала. (стекло, пластмасса, дерево, железо, керамика, резина, картон).

Примечание:

  • высота стола на уровне пояса детей;
  • толщина песка 10-12см;
  • обязательное наличие полок (другое место), где могут размешаться коробки;
  • все коробки подписаны.
  1. Центр «ИЗО»
  • Костюм «свободного художника».
  • Стена творчества (лист ватмана, трубка обоев).
  • Фланелеграф (наличие картинок для построения сюжетов), мольберт, школьная доска для рисования мелом, углем.
  • Краски (желтая, красная, синяя, белая, черная)- рисование с использованием палитры.
  • Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, угольки, свечи.
  • Солёное тесто, глина, пластилин.
  • Трафареты плоскостные, объёмные.
  • Пульверизаторы для создания цветового фона.
  • Бросовый материал: семена, листья, цветы, косточки, крупы, песок, опилки, стружка, перо, пух, вата, нитки, ткань и др.
  • Подборка иллюстраций для рассматривания и обогащения впечатлений детей.
  • Портреты художников, репродукции картин.

Примечание:

  • фланелеграф, школьная доска на завесах могут прикрепляться к стене, каркасу, закрывающему батарею. Такое расположение поможет сохранить место в группе;
  • трубка обоев крепиться как можно выше (на уровне вытянутой руки воспитателя);
  • на листе ватмана (обоях) воспитатель вечером наносит разнообразные изображения (детали рисунка или аппликации, бросовый материал), чтобы на следующий день дети могли пофантазировать и закончить изображения.
  1. Центр «Коллекций» (мини-музей)

Примечание:

  • коллекции могут располагаться как в центре коллекций, так и в предметной среде, в соответствии с тематикой;
  • работа с коллекциями идет как на занятиях, так и в свободной деятельности детей;
  • к каждой коллекции готовится презентация педагога с детьми;
  • в работе с детьми используются домашние коллекции, которые презентуют родители с ребёнком, коллекция остаётся на некоторое время в группе.

Виды коллекций: бумага, ткань, мех, нитки, камни, полезные ископаемые, пуговицы, часы, гвозди, проволока, ключи, игрушки (киндер сюрпризы), крупа, шнурки, семена, бытовая техника, марки, значки, кора деревьев, открытки, монеты, ручки, канцелярские товары и др.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Любознашка»

Примечание:

игра для детей старшего дошкольного возраста;

-расстояние до пункта назначение измеряется с помощью линейки (условной мерки). Одна мерка – 1рубль;

-цена билета зависит от средства передвижения;

-цена билета зависит от условий проживания: всё включено, частичные удобства, без питания, проживание в палатках и т.д.

-оборудование: карта мира (или РБ), рекламные проспекты туристических маршрутов, способы передвижения до места назначения (автобус, самолёт, пароход, поезд, велосипед, страус, пешком),

  • Туристическое агентство: офис, бухгалтерия, консультативные услуги и т.д.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка»

Примечание:

-игра организовывается 1-2 раза в месяц (день рождения детей данного месяца, календарные праздник и т.д.);

- используется обычная столовая или чайная посуда;

- для детей старшего дошкольного возраста игра организуется с натуральными продуктами;

-  для детей старшего дошкольного возраста возможно приготовление следующих блюд:

  • салат «Витаминный» – свекла, огурец, морковь, растительное масло;
  • салат «Фруктовый» – яблоко, банан, киви, мандарин, апельсин (можно на шпажках);
  • выпечка блинов, оладий;
  • бутерброды: хлеб, масло (рыба, мясо, овощи);
  • приготовление чая.
  1. Игры: шашки, шахматы.
  2. Игры с деревом.
  3. Фабрика и магазин «Сувенир».
  4. И др.
свернуть

Методики дошкольного образования

поделиться в: