Н. А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма у детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. Ценным является раскрытие перехода от одного состояния в другое, в процессе которого человек отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд на родное окружение.
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека.
В учреждениидошкольного образования формирование основ национального самосознания может осуществляться как в нерегламентированной, так и в специально организованной деятельности.
Организуя работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, приобщению их к социокультурной жизни страны, следует начинать с процесса познания детьми своей малой Родины по принципу «от близкого – к далекому» в виде следующей логической цепочки: семья–двор–улица–детский сад–город–район–регион–край–страна. Любой уголок нашей страны неповторим. В одних городах есть заводы, фабрики, высокие дома, широкие проспекты, другие города славятся своим революционным прошлым, памятниками старины. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.
Свою работу с дошкольниками необходимо строить так, чтобы каждый воспитанник проникся чувством гордости за свой родной край, почувствовал свою причастность к общественным событиям родного края, а также обращать их внимание на то, что в событиях родного края находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
- результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Значительное внимание уделяется созданию развивающей среды с учетом национального стиля. В группе в белорусском уголке: предметы декоративно-прикладного искусства, изделия из льна, вышитые салфетки, куклы в белорусских костюмах и т. д. Использование фольклора, всех его жанров (сказки, потешки и т. д.) в процессе повседневной жизни дошкольника содействует усвоению выразительных средств белорусского языка, обогащает духовный мир ребенка.
Привлечение детей дошкольного возраста к традициям белорусского народа возможно через музыкальную, художественно-речевой и театрально-игровой и изобразительную деятельность.
Музыкальный руководитель при подготовке праздников и развлечений включает в детский репертуар стихи белорусских поэтов, звучат народные песни, музыка в исполнении детей на народных инструментах, народные танцы, хороводы и игры (календарные праздники и развлечения: «Богач», «Каляды», «Масленица», «Гуканне вясны», «Купалле»). Дети знакомятся с музыкальными произведениями белорусских авторов. В музыкальном зале находятся народные музыкальные инструменты, которые помогают знакомить детей с музыкальным народным творчеством.
Изобразительная деятельность дает огромные возможности для изображения своих чувств и эмоций. На играх-занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети изображают родную природу, близких людей, овладевают секретами декоративно-прикладного народного искусства.
Необходимо стремится к тому, чтобы встречи с прекрасными образцами белорусского народного творчества проходили в условиях эмоциональной приподнятости, необычности. Для поделок можно использовать природные материалы: солому, льняную пряжу, глину. Дети с удовольствием мастерят игрушки из соломки («Солнышко», «Звездочки»), знакомятся со свойствами этого материала, знакомятся с изделиями из соломки, выполненными народными мастерами.
В художественно-речевой и театрально-игровой деятельности дети знакомятся с народным фольклором, произведениями классиков, современных поэтов и писателей, перевоплощаются в героев народных сказок. В свободной деятельности дети рассматривают национальные узоры на полотенцах, салфетках, глиняной посуде, знакомятся с искусством вытинанки, учатся расписывать тарелки и сундучки, обыгрывают макеты замков, старинных построек.
После посещения историко-краеведческого музея, экскурсий по городу появляются чудесные рисунки детей, на которых изображены архитектурные памятники наших мест.
Старшие дошкольники знакомятся с государственными символами Республики Беларусь: флагом, гербом, гимном, с понятиями «Родина», «столица», «государство», происхождением названия нашей страны. Рассматривают собранные в уголке мира материалы о родной стране и других странах: иллюстрации, фотографии, географические карты, глобус.
Представления, полученные детьми на экскурсиях в процессе наблюдений, через знакомство с энциклопедической литературой, закрепляются и уточняются в повседневной деятельности: на занятиях, в играх, беседах и т. д. С этой целью используются различные методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников: элементарный анализ (определить, для чего был нужен тот или иной предмет в крестьянском быту, как он использовался); сравнение предметов искусства разных народов; сравнение быта и занятий людей города и села, группировка и классификация крестьянской и шляхетской одежды; сравнение картинок с изображением достопримечательностей своего города и нашей столицы; вопросы проблемного характера. Например: Почему национальная одежда белорусов белого цвета? Почему белорусы строили свое жилье из дерева, а не из шкур животных или камня? и др.
Родной язык незримо связывает ребенка со своим народом и страной, задача педагога состоит в том, чтобы посредством знакомства с лучшими образцами белорусской литературы привить интерес к родному языку, развить способность слышать и понимать его звуковые красоты. Необходимо стремиться к тому, чтобы у детей появилось желание пользоваться родным языком при общении, в игре и других активных формах взаимодействия. Через родное слово в детские сердца «входит» красота, доброта, любовь к Отечеству и к белорусскому языку.
Использование разнообразных методов и форм ознакомления детей с родной природой учит видеть красоту природы родного города, развивает способность замечать ее в самых простых вещах, подчеркивая при этом, что все это – наша Беларусь, а мы – белорусы, учит детей наблюдать за природой и самим находить красоту вокруг, любоваться ею; вызывает желание оберегать и сохранять родную природу.
На примере ближайшего природного и социального окружения происходит знакомство с окружающим миром, создается запоминающийся образ Родины. Разнообразна тематика игр-занятий («Заповедники и заказники Беларуси», «Водоемы родного края», «Учитесь жалеть и беречь», «Любите землю-матушку»), экологических досугов и развлечений (викторина «Знатоки природы Беларуси», конкурс «Зимний лес полон чудес»).
С целью формирования национального самосознания приобщают дошкольников к белорусской народной культуре посредством народных игр. Формирование интереса детей к народным играм реализуется в различных формах: на физкультурных занятиях с использованием белорусских народных игр, сюжетных физкультурных занятиях с элементами фольклора, при проведении праздника День здоровья и т. д. Использование белорусских народных игр – «Грушка», «Адгадай, чый галасок?»; «Шэры кот», «Агароднiк»; «А мы проса сеялi», «Фарбы», «Гарлачык» помогает растить детей здоровыми, формировать у них основы трудолюбия, знакомит дошкольников с народными традициями и учит уважать их.
Совместно с родителями дети учатся составлять летопись семьи: рисуют «семейное древо». Задача воспитания счастливых, любящих свое Отечество детей не может быть осуществлена в отрыве от сотрудничества с семьей. Родители – это первые «педагоги» ребенка. Именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения, ценности, культурные традиции своего народа.
Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы – самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследия народа, к Отчизне.
Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:
- воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
- формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа.
- вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.
Систему представлений, которую нужно сформировать у дошкольников, можно представить следующим образом:
- Основы краеведения. Памятники истории и культуры.
Памятные места города и района. Край в прошлом. История появления
и развития города. Города - побратимы. Известные земляки: поэты,
писатели, артисты. Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.; сведения о жизни белорусского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры белорусов), владение родным языком. - Представления о праздниках. Календарно-обрядовые
праздники белорусов по циклам. Четыре поры года. Чередование
будней и праздников. Знакомство с белорусскими праздниками: осень
- зима - весна - лето. Осенние: Покрова, Воздвижение, Богач. Зимние:
Рождество Христово, Водоосвещение, Коляды. Весенние: Сороки,
Масленица, Пасха. Летние: Купалье, Троица. - Белорусские народные игры. Разучивание наиболее
известных народных игр: «Гуси летят», «Грушка», «Волк и овцы»,
«Птички» и др. - Устное народное творчество. Пословицы, поговорки,
стихи, потешки, колыбельные песенки, сказки. - Обычаи вспоминания предков. Родовые корни. Обычаи,
традиции, обряды, связь поколений. - Древние города Беларуси. Заочное путешествие по городам:
Несвиж, Полоцк, Слуцк, Новогрудок. - Самые молодые города Беларуси. Заочное путешествие по
городам: Светлогорск, Новополоцк, Солигорск. - Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны. Своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники).
- Сведения социального характер. Название города (села), его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб, флаг).
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, представления детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей.
Педагог формирует основы культуры поведения, гуманистических отношений между людьми, обязательных в развитом обществе. Поведение культурного человека отличается терпеливостью, рассудительностью, способностью понять другого человека, прощать, сопереживать и т. д.
Воспитание у детей любви к своему родному краю, гордости за свою республику должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности.
Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.
Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства.Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.
Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:
- обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;
- поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;
- организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.
При ознакомлении дошкольников с Родиной весь познавательный материал необходимо систематизировать: ближайшее окружение ребенка, родной город (село), республика, история родного края, традиции, культура. Главное заключается не в том, чтобы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы вызвать у них положительные чувства и отношения к окружающему миру, к людям, труду.
Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Минск"). Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества белорусов.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" ( в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Средства воспитания: белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности.
Список используемой литературы:
- Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание старших дошкольников / Е.В. Авдеева – Мн., 2004. – С. 18-20
- Гаранина, Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей / Т.П. Гаранина – Мн., 1983. – 61с.
- Жарикова, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жарикова - М.: Просвещение, 1980. – 192с.
- Козлова, С.А. Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980. – 45-74 с.
- Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста /Л.Е. Никонова – Мн.: Народная асвета, 1989. – 67с.
- Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова - Мн.: Народная асвета, 1991. – 112с.
- Чечет, В.В. Воспитание патриотических чувств /В.В.Чечет – Мн.: Народная асвета, 1997. – 62с.
- Чечет, В.В. Патриотическое воспитание в семье / В.В.Чечет – Мн.: Народная асвета, 1989. – 144с.
- Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников / Н.Ю. Ясева – Могилёв, 2000. – 96с.