Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях учреждения дошкольного образования

Психолого-педагогическое сопровождение

детей с особенностями психофизического развития

в условиях учреждения дошкольного образования

 

Процесс сопровождения ребенка с ОПФР требует от педагогического коллектива хорошо отлаженной системы действий.

Работа на подготовительном этапе заключается в сборе данных о ребенке и его семье, проведении социального расследования.

Первый этап – изучение социального статуса ребенка и его семьи, определение воспитательного потенциала родителей, готовности к сотрудничеству. Для этого проводится совместно со специалистами учреждения образования посещение семьи на дому, изучается положение ребенка в ней.

Следующий этап – непосредственно работа с семьей. Это изучение запроса семьи, выяснение, в каком виде помощи она нуждается: эмоциональная поддержка, установление социальных контактов в группе со сверстниками, педагогами, родственниками, родителями, лицами, заменяющими родителей, приобретение умений, навыков общения в окружающей среде. На данном этапе важно привлекать к совместной работе не только мать ребенка, но и остальных близких родственников. Это могут быть консультации с родителями (как строить свои взаимоотношения с ребенком в домашних условиях, как оценивать его успехи, создавать благоприятный климат в семье), встречи-общения (взаимное информирование о делах в детском саду), организация личных встреч со специалистами, оказание помощи в организации досуга, материальная помощь, психологическая поддержка, оздоровление.

Большое внимание необходимо уделять выработке правильной родительской стратегии, подбору оптимальных методов родительского воспитания, контроля. В начале учебного года рекомендуется провести совместно со специалистами учреждения образования (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом) круглый стол для родителей, где можно обсудить вопросы обучения детей с особенностями психофизического развития, проблемы работы над речью ребенка, медицинские рекомендации по организации режима дня и т.д. По результатам встреч, бесед, консультаций проводится сравнительный анализ для последующей выработки наиболее адекватных направлений, рекомендаций по совершенствованию семейного воспитания.

Следующий этап деятельности – контроль. Нередко при переходе к следующему возрастному периоду своеобразие возможностей ребенка может раскрыться полнее. Поэтому дети находятся под постоянным вниманием педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя. Необходимо проводить наблюдения, насколько комфортно чувствует себя ребенок в учреждении образования, дома, изучать результаты выполнения коррекционных программ, оказывать помощь в составлении новых, анализировать эффективность коррекционной работы.

Главное условие работы – не выделять детей с особенностями психофизического развития в отдельную категорию.

Функции педколлектива

Функции педагогического коллектива в организации работы с детьми с ОПФР и детьми-инвалидами заключаются в следующем:

  • педагог-психолог: ведет работу по изучению эмоциональной сферы личности, характерологических особенностей, диагностику способностей и интересов, изучает микроклимат в семье, оказывает помощь в урегулировании конфликтных ситуаций, составляет рекомендации для педагогов, работающих с этой категорией детей;
  • учитель-дефектолог: создаёт ребенку ситуацию успеха и атмосферу доброжелательности в процессе коррекционных занятий, щадящий режим, посильные задания, проводит индивидуальные консультации с законными представителями ребёнка;
  • воспитатель: проводит занятия на коррекцию полученных представлений по рекомендациям учителя-дефектолога, корригирует поведение ребёнка через игровую деятельность;
  • медработник: наблюдает за состоянием здоровья ребёнка с ОПФР, проводит пропаганду здорового образа жизни;
  • заместитель заведующего по основной деятельности: организует для родителей или лиц, их заменяющих, лектории, консультации по подготовке детей к будущей школьной жизни. Также оказывает помощь в проведении совместных мероприятий детей и родителей. При необходимости привлекает к работе с семьей других специалистов. Помимо этого, заместитель директора контролирует работу всех участников психолого-педагогического сопровождения; ежемесячно подводит итог результатов реабилитации каждого ребёнка данной категории.

Основные направления деятельности

Основные направления работы с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР) и детьми-инвалидами в условиях учреждения образования, включают проведение:

1) диагностической работы:

  • изучение возрастных, личностных, поведенческих особенностей детей с ОПФР, их способностей, интересов, круга общения;
  • выявление позитивных и негативных источников влияния на становление характера ребенка;
  • изучение социального статуса семьи, взаимоотношений родителей и детей;
  • организация статистического учета детей с ОПФР и детей-инвалидов;

2) коррекционно-развивающей работы:

  • индивидуальная коррекционная работа с ребенком и родителями по обеспечению помощи в преодолении социальных барьеров;
  • оказание помощи в организации жизнедеятельности семьи, досуга, трудовой занятости детей данной категории;
  • проведение культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий для детей с ОПФР;
  • организация кружковой деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР;

3) профилактической работы:

  • оказание помощи по преодолению и улаживанию конфликтных ситуаций;
  • информирование родителей о предотвращении вторичных проявлений инвалидности, профилактике ухудшения состояния;
  • разработка и проведение мероприятий с целью снижения детского травматизма;

4) консультирования и просвещения:

  • консультирование родителей по интересующим вопросам;
  • проведение тематических родительских собраний;
  • организация работы клуба для родителей;

5) работы по защите прав и законных интересов детей-инвалидов:

  • разработка методических материалов по работе с детьми, проводимой в условиях семьи, в помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОПФР;
  • подбор информационных материалов в помощь педагогам и родителям по вопросам законодательства для инвалидов и другим социальным проблемам;
  • разъяснение прав, вопросов предоставления льгот и пособий в рамках действующего законодательства;

6) методической работы:

  • совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР;
  • координация деятельности всех педагогов учреждения образования для проведения долговременной и согласованной работы в отношении детей с особенностями в развитии и их семей.

Таким образом, при грамотно спланированной работе осуществляется непрерывность и преемственность деятельности всех участников педагогического процесса коррекционно-педагогических мероприятий, оказывается психокоррекционная помощь родителям в решении всех возникающих в связи с нарушением развития ребенка проблем, поддерживается положительный психологический настрой у родителей на воспитание социально адаптированного ребенка.