ОБЖ

Конспект занятия по ОБЖ

Конспект занятия для детей старшей группы

на тему «Профилактика жестокого обращения и насилия над детьми»

 

Программные задачи: продолжать формировать у воспитанников представления о  правах человека на защиту от жестокости и насилия. Обобщать знания  о  правилах безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми. Развивать способность оценивать ситуацию и принимать правильное решение.  Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим.

Ход занятия

Орг.момент.

Воспитатель: возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему товарищу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите:  «Максим, не сердись, улыбнись».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Я желаю, чтобы сегодня и всегда у вас было все по-доброму, замечательно.

Мы сегодня будем говорить о взрослых и детях. Права имеют не только взрослые, но и дети. Все права записаны в специальном документе. Этот документ называется  Конституция РБ. (Показывает книгу) Закон Республики Беларусь о правах ребёнка. Конвенция о правах ребёнка.

Лишь появится ребенок

И дышать едва начнет

У него уже с пеленок появляются права.

- Ребята, какие права появляются у детей? Правильно, право на имя и право на жизнь. (Рассматривание плакатов)

-Давайте вспомним, в каких сказках нарушается право на жизнь.

Развивающая игра «Угадай сказку» (дети собирают разрезные  картинки со сказками «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха»).

В.Какие сказки у нас получились? (беседа по содержанию сказок)

В сказках злые герои всегда получают по заслугам. Вспомните, что случилось с Волком, Карабасом – Барабасом, Лисой? (Ответы детей) также должно быть и в жизни. Никто не имеет право покушаться на чужую жизнь и здоровье. И в детском саду нельзя бить друг друга, даже если вы сильно рассердились. Лучше попробовать мирно договориться.

Все дети имеют право на жизнь без насилия. Как вы понимаете это право? (Ответы детей.)

Игра «Безопасно — Опасно» (игра с мячом)

- Чтобы вам было легко разбираться в сложившихся жизненных ситуациях, поиграем в игру «Безопасно - Опасно»

Дети становятся в круг воспитатель говорит ситуации кидает мяч, ребенок ловит мяч и отвечает безопасная это ситуация или опасная. Если опасная, то воспитатель у детей вырабатывает умение отвечать отказом на обращения незнакомых людей.

Ответы детей:

«Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду»

«Мне нельзя уходить со двора»

«Обратитесь, пожалуйста к кому-нибудь из взрослых»

«Нет. Извините, я не могу вам помочь»

 Разыгрывание ситуаций:

«Кто-то чужой зовет покататься на машине»

«Дети со двора зовут тебя погулять в парк»

«Дедушка просит тебя прочесть объявление» «Ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит тебя помочь ему проводить его до аптеки»

«Соседка по этажу просит тебя донести одну из ее сумок с продуктами до этажа» «Ты идешь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться»

«Мальчик со двора, просит тебя достать его мячик, который застрял в кустах» «Взрослый человек предлагает тебе деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется» и т.п.

 

-Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем-либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь?

Игровое упражнение «Чтобы не было беды».

Чтобы не было беды, давайте сами попробуем сформулировать правила поведения на улице с незнакомцами.

Воспитатель выставляет сюжетные картинки-подсказки и предлагает детям самим сформулировать правила.

Дети:

  1. Нельзя ходить в безлюдном месте.
  2. Нельзя гулять до темноты.
  3. Нельзя брать угощение, игрушки у незнакомых людей.(Воспитатель: «Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей, вспомни сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
  4. Нельзя уходить с посторонними, незнакомыми.
  5. Никогда не садиться в чужую машину, чтобы покататься.
  6. Если взрослые пытаются увести вас силой, надо сопротивляться, кричать. (Воспитатель: «Но как? Окружающие ведь могут подумать, что кричит капризный ребенок. Кричать надо:«На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!».Это не проявление трусости, а разумное поведение».)

 

 

-Запомните, дети, правила эти. И с вами не случится никакой беды. 

Подведение итогов.

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет.

Отвечайте твердо: "Нет!"

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет

Отвечайте твердо: "Нет!"

Право на жизнь без насилия необходимо всем детям, потому что дети не могут быть счастливыми, если их бьют, дразнят, оскорбляют. Всем нам надо относиться друг к другу по-доброму.

Желаю вам ребята, чтобы ваши права никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

свернуть

Занятие по ОБЖ

Тема: «Сказки учат многому…»

Программные задачи:

  1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.
  2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми.
  3. Воспитывать самостоятельность, осторожность.

Материал: иллюстрации к сказкам «Красная шапочка», «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», сюжетные картинки-подсказки «Будь осторожен с незнакомыми людьми!», мяч.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», авторской сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Просмотр мультфильма. Обыгрывание сказки с игрушками, используя настольный театр. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Придумывание окончания сказок. Беседы с детьми о правилах поведения с незнакомыми людьми. Дидактические игры «Хорошо-плохо».

Ход занятия:

Дети проходят к стульям, садятся полукругом.

- Ребята, тема нашего занятия «Сказки учат многому…» Еще в народе говорят: «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок». Действительно ли так? (ответы детей).

- Давайте, вместе обсудим содержание прочитанных раннее нами сказок.

Инсценировка отрывка из сказки «Красная Шапочка» детьми совместно с родителями.

-Ребята, как называется сказка, отрывок из которой сейчас был инсценирован? Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

- Куда мама отправила Красную Шапочку? (К бабушке, в другую деревню)

- Зная доверчивость и общительность дочери, какой наказ дала мать девочке? (Идти прямо по тропинке, никуда не сворачивая)

- Последовала ли Красная Шапочка родительскому наставлению? (Девочка им не следует – напротив, она действует согласно советам волка: остановиться, «оглянуться вокруг» и послушать «как сладко поют птицы»)

- К чему привело непослушание девочки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку).

Инсценировка отрывка из сказки «Кот, Лиса и Петух» детьми совместно с родителями.

-Ребята, как называется сказка, отрывок из которой сейчас был инсценирован?

Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

- Какой в сказке Петушок? (Непослушный, доверчивый)

- Какая в сказке Лиса? (Обманщица, хитрая злая)

- Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы? (Её хитрость, ласковый голос, подманивала угощением - горошком)

Физминутка.

 Интонационное упражнение:

- Давайте мы вспомним слова хитрой Лисы и покажем её движения:

Петушок, петушок (хитрая улыбка, наклоны головы вправо-влево)

Золотой гребешок (имитация поглаживания гребешка)

Выгляни в окошко – (подняться на носочки, развести руки в стороны)

Дам тебе горошку. (имитация движения)

- Как бы следовало поступить Петушку в ситуации, когда Лиса заговорила с ним? (уверенно говорить «Нет», не реагировать на подкупы Лисы)

- Правильно ли сделал Петушок, что громко кричал и звал на помощь своего друга? (Да)

Инсценировка отрывка из сказки «Колобок» детьми совместно с родителями.

-Ребята, как называется сказка, отрывок из которой сейчас был инсценирован?

Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

- Как называется сказка? (Это русская народная сказка «Колобок»)

- С кем встретился Колобок? (Колобок встретился с зайцем, волком, медведем, с лисой)

- Они были знакомы Колобку? (Они были не знакомы).

- Что сделала лиса, когда встретила Колобка? (Она претворилась ласковой, приветливой, глухой). Она обманывала Колобка. Сказала, что любит его, а на самом деле хотела его съесть.

- Какую ошибку совершил Колобок с точки зрения личной безопасности? (Ушел один из дома. Поверил лисе, вступил с ней в разговор)

- Какой был Колобок? (Колобок был весёлый, доверчивый, беззаботный, бесхитростный, глупый)

- Вспомните в каких ещё сказках доверчивые герои попадали в беду и их обманывали хитрые и коварные злодеи. (Волк, коза и семеро козлят, «Буратино»…)

- Ребята чему же учат нас эти сказки? Каким же надо быть в общении с незнакомыми людьми? (С незнакомыми людьми надо быть осторожным, внимательным, наблюдательным, находчивым, решительным).

- Дети, мы живём в огромном мире. Нас окружают разные люди. Одни взрослые добрые, честные, любят и заботятся о детях. Но есть и другие: хитрые, жестокие. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими – пытаясь похитить детей.

Игра «Безопасно-Опасно» (игра с мячом)

- Чтобы вам было легко разбираться в сложившихся жизненных ситуациях, поиграем в игру «Безопасно-Опасно»

Дети становятся в круг, воспитатель говорит ситуации, кидает мяч, ребенок ловит мяч и отвечает, безопасная это ситуация или опасная. Если опасная, то воспитатель у детей вырабатывает умение отвечать отказом на обращение незнакомых людей.

Ответы детей:

«Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду»

«Мне нельзя уходить со двора»

«Обратитесь, пожалуйста, к кому-нибудь из взрослых»

«Нет. Извините, я не могу вам помочь»

 

Ситуации:

 «Кто-то чужой зовет покататься на машине»

«Дети со двора зовут погулять тебя в парк»

«Дедушка просит тебя прочесть объявление»

«Ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит тебя помочь ему проводить его до аптеки»

«Соседка по этажу просит тебя донести одну из её сумок с продуктами до этажа»

«Ты идёшь по тротуару, в кто-то, сидя в машине предлагает тебе прокатиться»

«Мальчик со двора просит тебя достать его мячик, который застрял в кустах»

«Взрослый человек предлагает тебе деньги или ещё что-нибудь, чего тебе очень хочется» и т.п.

 

- Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем-либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь?

- Чтобы не было беды, давайте сами попробуем сформулировать правила поведения на улице с незнакомцами.

Воспитатель выставляет сюжетные картинки-подсказки и предлагает детям самим сформулировать правила.

Дети:

  1. Нельзя ходить в безлюдном месте.
  2. Нельзя гулять до темноты.
  3. Нельзя брать угощение, игрушки у незнакомых людей (Воспитатель: «Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей, вспомни сказки «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  4. Нельзя уходить с посторонними, незнакомыми.
  5. Никогда не садиться в чужую машину, чтобы покататься.
  6. Если взрослые пытаются увести вас силой, надо сопротивляется, кричать. (Воспитатель: «Но как? Окружающие ведь могут подумать, что кричит капризный ребенок. Кричать надо: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!» Это не проявление трусости, а разумное поведение»).

Рефлексия.

- Запомните, дети, правила эти. И с вами не случится никакой беды.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!

 

свернуть