Методическая помощь для педагогов

Особенности организации образовательного процесса с целью формирования представлений воспитанников о национальных ценностях и традициях белорусского народа в разных возрастных группах

Особенности организации образовательного процесса с целью формирования представлений воспитанников о национальных ценностях и традициях белорусского народа в разных возрастных группах

 

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Н. А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма у детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. Ценным является раскрытие перехода от одного состояния в другое, в процессе которого человек отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд на родное окружение.

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека.

В учреждениидошкольного образования формирование основ национального самосознания может осуществляться как в нерегламентированной, так и в специально организованной деятельности.

Организуя работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, приобщению их к социокультурной жизни страны, следует начинать с процесса познания детьми своей малой Родины по принципу «от близкого – к далекому» в виде следующей логической цепочки: семья–двор–улица–детский сад–город–район–регион–край–страна.  Любой уголок нашей страны неповторим. В одних городах есть заводы, фабрики, высокие дома, широкие проспекты, другие города славятся своим революционным прошлым, памятниками старины. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

Свою работу с дошкольниками необходимо строить так, чтобы каждый воспитанник проникся чувством гордости за свой родной край, почувствовал свою причастность к общественным событиям родного края, а также обращать их внимание на то, что в событиях родного края находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

  • люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
  • результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
  • в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;
  • здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
  • в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
  • здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
  • каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

         Значительное внимание уделяется созданию развивающей среды с учетом национального стиля. В группе в белорусском уголке: предметы декоративно-прикладного искусства, изделия из льна, вышитые салфетки, куклы в белорусских костюмах и т. д. Использование фольклора, всех его жанров (сказки, потешки и т. д.) в процессе повседневной жизни дошкольника содействует усвоению выразительных средств белорусского языка, обогащает духовный мир ребенка.

 Привлечение детей дошкольного возраста к традициям белорусского народа возможно через музыкальную, художественно-речевой и театрально-игровой и изобразительную деятельность.

Музыкальный руководитель при подготовке праздников и развлечений включает в детский репертуар стихи белорусских поэтов, звучат народные песни, музыка в исполнении детей на народных инструментах, народные танцы, хороводы и игры (календарные праздники и развлечения: «Богач», «Каляды», «Масленица», «Гуканне вясны», «Купалле»). Дети знакомятся с музыкальными произведениями белорусских авторов. В музыкальном зале находятся народные музыкальные инструменты, которые помогают знакомить детей с музыкальным народным творчеством.

Изобразительная деятельность дает огромные возможности для изображения своих чувств и эмоций. На играх-занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети изображают родную природу, близких людей, овладевают секретами декоративно-прикладного народного искусства.

Необходимо стремится к тому, чтобы встречи с прекрасными образцами белорусского народного творчества проходили в условиях эмоциональной приподнятости, необычности. Для поделок можно использовать природные материалы: солому, льняную пряжу, глину. Дети с удовольствием мастерят игрушки из соломки («Солнышко», «Звездочки»), знакомятся со свойствами этого материала, знакомятся с изделиями из соломки, выполненными народными мастерами.

В художественно-речевой и театрально-игровой деятельности дети знакомятся с народным фольклором, произведениями классиков, современных поэтов и писателей, перевоплощаются в героев народных сказок. В свободной деятельности дети рассматривают национальные узоры на полотенцах, салфетках, глиняной посуде, знакомятся с искусством вытинанки, учатся расписывать тарелки и сундучки, обыгрывают макеты замков, старинных построек.

После посещения историко-краеведческого музея, экскурсий по городу появляются чудесные рисунки детей, на которых изображены архитектурные памятники наших мест.

Старшие дошкольники знакомятся с государственными символами Республики Беларусь: флагом, гербом, гимном, с понятиями «Родина», «столица», «государство», происхождением названия нашей страны. Рассматривают собранные в уголке мира материалы о родной стране и других странах: иллюстрации, фотографии, географические карты, глобус.

Представления, полученные детьми на экскурсиях в процессе наблюдений, через знакомство с энциклопедической литературой, закрепляются и уточняются в повседневной деятельности: на занятиях, в играх, беседах и т. д. С этой целью используются различные методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников: элементарный анализ (определить, для чего был нужен тот или иной предмет в крестьянском быту, как он использовался); сравнение предметов искусства разных народов; сравнение быта и занятий людей города и села, группировка и классификация крестьянской и шляхетской одежды; сравнение картинок с изображением достопримечательностей своего города и нашей столицы; вопросы проблемного характера. Например: Почему национальная одежда белорусов белого цвета? Почему белорусы строили свое жилье из дерева, а не из шкур животных или камня? и др.

Родной язык незримо связывает ребенка со своим народом и страной, задача педагога состоит в том, чтобы посредством знакомства с лучшими образцами белорусской литературы привить интерес к родному языку, развить способность слышать и понимать его звуковые красоты. Необходимо стремиться к тому, чтобы у детей появилось желание пользоваться родным языком при общении, в игре и других активных формах взаимодействия. Через родное слово в детские сердца «входит» красота, доброта, любовь к Отечеству и к белорусскому языку.

 Использование разнообразных методов и форм ознакомления детей с родной природой учит видеть красоту природы родного города, развивает способность замечать ее в самых простых вещах, подчеркивая при этом, что все это – наша Беларусь, а мы – белорусы, учит детей наблюдать за природой и самим находить красоту вокруг, любоваться ею; вызывает желание оберегать и сохранять родную природу.

На примере ближайшего природного и социального окружения происходит знакомство с окружающим миром, создается запоминающийся образ Родины. Разнообразна тематика игр-занятий («Заповедники и заказники Беларуси», «Водоемы родного края», «Учитесь жалеть и беречь», «Любите землю-матушку»), экологических досугов и развлечений (викторина «Знатоки природы Беларуси», конкурс «Зимний лес полон чудес»).

С целью формирования национального самосознания приобщают дошкольников к белорусской народной культуре посредством народных игр. Формирование интереса детей к народным играм реализуется в различных формах: на физкультурных занятиях с использованием белорусских народных игр, сюжетных физкультурных занятиях с элементами фольклора, при проведении праздника День здоровья и т. д. Использование белорусских народных игр – «Грушка», «Адгадай, чый галасок?»; «Шэры кот», «Агароднiк»; «А мы проса сеялi», «Фарбы», «Гарлачык» помогает растить детей здоровыми, формировать у них основы трудолюбия, знакомит дошкольников с народными традициями и учит уважать их.

Совместно с родителями дети учатся составлять летопись семьи: рисуют «семейное древо». Задача воспитания счастливых, любящих свое Отечество детей не может быть осуществлена в отрыве от сотрудничества с семьей. Родители – это первые «педагоги» ребенка. Именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения, ценности, культурные традиции своего народа.

Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы – самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследия народа, к Отчизне.

Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:

  • воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
  • формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа.
  • вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.

Систему представлений, которую нужно сформировать у дошкольников, можно представить следующим образом:

  • Основы   краеведения.   Памятники   истории   и   культуры.
    Памятные места города и района. Край в прошлом. История появления
    и развития города. Города - побратимы. Известные земляки: поэты,
    писатели, артисты. Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.; сведения о жизни белорусского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры белорусов), владение родным языком.
  • Представления     о    праздниках.     Календарно-обрядовые
    праздники  белорусов  по  циклам.  Четыре  поры  года.  Чередование
    будней и праздников. Знакомство с белорусскими праздниками: осень
    - зима - весна - лето. Осенние: Покрова, Воздвижение, Богач. Зимние:
    Рождество   Христово,   Водоосвещение,   Коляды.   Весенние:   Сороки,
    Масленица, Пасха. Летние: Купалье, Троица.
  • Белорусские    народные     игры.     Разучивание     наиболее
    известных народных игр: «Гуси летят», «Грушка», «Волк и овцы»,
    «Птички» и др.
  • Устное   народное   творчество.   Пословицы,   поговорки,
    стихи, потешки, колыбельные песенки, сказки.
  • Обычаи  вспоминания  предков.   Родовые  корни.  Обычаи,
    традиции, обряды, связь поколений.
  • Древние города Беларуси. Заочное путешествие по городам:
    Несвиж, Полоцк, Слуцк, Новогрудок.
  • Самые молодые города Беларуси. Заочное путешествие по
    городам: Светлогорск, Новополоцк, Солигорск.
  • Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны. Своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники).
  • Сведения социального характер. Название города (села), его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб, флаг).

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.  Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, представления детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей.

Педагог формирует основы культуры поведения, гуманистических отношений между людьми, обязательных в развитом обществе. Поведение культурного человека отличается терпеливостью, рас­судительностью, способностью понять другого человека, прощать, сопереживать и т. д.

Воспитание у детей любви к своему родному краю, гордости за свою республику должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности.

         Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства.Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

   Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

  • обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;
  • поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;
  • организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

При ознакомлении дошкольников с Родиной весь познавательный материал необходимо систематизировать: ближайшее окружение ребенка, родной город (село), республика, история родного края, традиции, культура. Главное заключается не в том, чтобы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы вызвать у них положительные чувства и отношения к окружающему миру, к людям, труду.

         Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

         Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Минск"). Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции),  и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

         Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества белорусов. 

         Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" ( в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

         Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

         Средства воспитания: белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание старших дошкольников / Е.В. Авдеева – Мн., 2004. – С. 18-20
  2. Гаранина, Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей / Т.П. Гаранина – Мн., 1983. – 61с.
  3. Жарикова, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жарикова - М.: Просвещение, 1980. – 192с.
  4. Козлова, С.А. Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980. – 45-74 с.
  5. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста /Л.Е. Никонова – Мн.: Народная асвета, 1989. – 67с.
  6. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова - Мн.: Народная асвета, 1991. – 112с.
  7. Чечет, В.В. Воспитание патриотических чувств /В.В.Чечет – Мн.: Народная асвета, 1997. – 62с.
  8. Чечет, В.В. Патриотическое воспитание в семье / В.В.Чечет – Мн.: Народная асвета, 1989. – 144с.
  9. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников / Н.Ю. Ясева – Могилёв, 2000. – 96с.
 
свернуть

Использование интерактивных электронных средств обучения в условиях учреждения дошкольного образования

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в учреждении дошкольного образования – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики.

Использование интерактивной доски позволяет задействовать все основные сенсорные системы детей дошкольного возраста – визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более эффективным. Особое значение психологи придают кинестетической системе, так как именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма.

Важной составляющей современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами. Современные интерактивные электронные средства обучения предоставляют огромные возможности для развития личности ребенка. Одним из перспективных направлений в обучении детей дошкольного возраста является внедрение интерактивных электронных средств обучения в образовательный процесс в соответствии с учебной программой дошкольного образования, что позволяет значительно расширить возможности традиционных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, который позволяет сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. На доске дети выполняют такие практические задания, как: соединение точек, рисование, штриховка, перемещение изображений в определенном порядке, продолжение последовательности, установка соответствия, распределение картинок по заданному признаку и многое другое.

Таким образом, опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

  • Использование интерактивной доски в учреждении дошкольного образования является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
  • Интерактивная доска может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
  • Введение современных информационных технологий, в том числе и интерактивной доски, в систему дошкольного образования предполагает органическое сочетание традиционных и компьютерных средств, направленных на развитие личности ребенка;
  • При кажущемся богатстве дидактических функций, выполняемых интерактивной доской, она не может заменить педагога. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит родителям, педагогам, сверстникам. Поэтому интерактивная доска и другие информационные технологии предоставляют педагогам эффективные, но только вспомогательные материалы.

На диске предлагаются сюжетно-игровые комплексы «Тридевятое царство», «Остров сокровищ», «Кругосветное путешествие Хрюши и Степашки». Каждый комплекс включает в себя 7 – 9 игр для интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста. Данное электронное средство обучения разработано в программе SmartNotebook. Поэтому для работы с данным игровым пособием необходима установка соответствующего программного обеспечения.

Сюжетно-игровые комплексы можно использовать для закрепления лексических тем в нерегламентируемой деятельности, а также при проведении занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления».

Литература:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [электронный ресурс]. 13 января 2011 г., № 243-з : принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г., : одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г. // Минский городской методический портал – Режим доступа : http: // mp.minsk.edu.by / main.aspx?guid=5211. – Дата доступа 20.09.2014.
  2. Комарова,Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании / Т.С.Комарова // Информатика и образование. – 2011. - № 4. С. 64.
  3. Крицук, Т.В. Принцип наглядности в процессе использования интерактивного оборудования / Т.В.Крицук // Веснiк адукацыi. – 2013. – № 1. – С. 29 – 34.
  4. Стреха, Е. Использование интерактивной доски в учреждении дошкольного образования / Е. Стреха // Пралеска. – 2014. – № 5. – С. 7.
  5. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : НИО ; Аверсэв, 2013. – 416 с.
свернуть

Современное занятие

Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя такое важное направление в работе как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

Условием успешного обучения воспитанников является знание педагогом дидактических закономерностей формирования у детей системы представлений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познавательную активность, умение придать познанию поисковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребенка.

Важную роль при этом играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.  

Таким образом, современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют необходимость осознания необходимости изменения отношения к планированию и организации разнообразных (в зависимости от возраста детей, дидактических задач, содержания, структуры) занятий с детьми.

Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности дошкольника.

Занятие отличают наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).

Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворения их познавательных потребностей.

Занятия классифицируются:по количеству обучаемых (индивидуальные,  подгрупповые, групповые);по дидактическим задачам (усвоение нового, закрепление ранее приобретённого опыта,  творческое применение представлений, умений, навыков);по содержанию дошкольного образования(доминантное (изодеятельность, музыкальное, физкультурное, предматематика, природа и другие образовательные области), интегрированное (объединение содержания нескольких образовательных областей) [3, 5].

Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало   предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др.; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.

На основе объяснения и показа способов действий педагогом у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечеткого объяснения педагога).

В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения. 

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Чтобы у ребенка было желание заниматься, важно учитывать физическое и психическое  его состояние, так как у него теряется восприимчивость материала, когда он болен, утомлен, не интересное содержание.

Успешное формирование познавательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Часто деятельность детей побуждается внешними мотивами, не связанными с усвоением представлений. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «нужно помочь…»  и др.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.  Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Кроме этого, при организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать, уметь» – эта цель становится деятельностью самого ребенка.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые  свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

После проведения занятия педагог анализирует его результативность, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.

В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.

Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.

Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психо-физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей.От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

На занятии главное – организация познавательной деятельности детей.

Педагог не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуацию «открытия». В педагогике говорят «положить цели в сферу деятельности ребенка».

Разделение программных задач наобразовательные, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возраста чисто условно, так как в педагогическом процессе они выступают в единстве.

Развивающие задачи предусматриваютразвитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоцийречи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи); мышления (формирование умений осуществлять все необходимые мыслительные операции; анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики    (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.

Решение образовательных задач черезформирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков позволяетповышать уровень развития ребенка.

Воспитательные задачи направлены наоказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала и способствуют формированию нравственных качеств  личности, взглядов и убеждений, а также решать проблемы, складывающиеся в детском коллективе.

В образовательном процессе учреждения дошкольного образования могут использоваться и развивающие, и обучающие занятия. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.          С этой целью в них вводятся  элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.

В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

  1.  Обучающий тип (усвоения новых представлений).

Цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

  1.  Закрепляющий тип (закрепление и систематизация накопленного опыта детей).

Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

  1.  Комбинированный (смешаннный) тип занятия.

Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели,

возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным, научным, логично выстроенным, наглядным, достаточного объема, дифференцированным в соответствии с уровнем развития детей, не перегруженным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должнопостепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, возвращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.

Реализация содержания учебной программы обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования [8,6].

На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные,практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели.

Методы обучениядолжны быть оптимально подобранными,  соответствовать целям или задачам того или иного этапа обучения (например, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовленность, способствовать решению поставленных задач занятия.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод обучения.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод обучения.

Например, беседа  об осени, приемы  этого метода:  вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. А можно начать беседу с использования музыки и т.д.

Приемы:пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение и др.

Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение  (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.),картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).

Словесные методы.

Рассказ (устное изложение учебного материала (без вопросов) используется: для сообщения новых знаний, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание конца). При обучении детей рассказыванию им часто дается образец; о личных впечатлениях (как я…); рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение.

Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросовк детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления.             Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.

Метод наглядного моделирования – наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком.

Таким образом, повышению познавательной активности детей способствуют:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей),
  • сравнение,
  • проблемные ситуации и задачи,
  • моделирование и конструирование,
  • решение логических задач,
  • экспериментирование и опыты.

Игровые методы– дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Эффективность занятияв большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активностидетей следует использовать:

  • игровые и воображаемые ситуации,
  • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,
  • игры-драматизации,
  • сюрпризные моменты,
  • элементы творчества и новизны,
  •  юмор и шутка (учебные комиксы).

Для обучения и развития творчества детям на занятии необходимаэмоциональная насыщенность окружения, мотивирование деятельности, исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии разнообразны: индивидуальная,  подгрупповая, фронтальная (со всей группой), парная. Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства. Чаще всего на занятиях используется несколько форм организации познавательной деятельности детей,  например, фронтальная форма в сочетании с подгрупповой и др.

Успешности детских достижений способствует владение педагогическим работником организацией проведения разных типов и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Особенно тех (интегрированные, комплексные), в основу которых положена личная деятельность самого ребенка организованная через разнообразные формы организации его познавательной деятельности, а также эффективные методы и приемы обучения. При этом достигается единство «аффекта и интеллекта», на необходимость которого в образовательном процессе неоднократно указывал  Л.С. Выготский.         

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образовательной области: животные и растения − это из образовательной области «Ребенок и природа», числа и геометрические фигуры − это «Элементарные математические представления» и т. д.

Раскрытию целостной сущности определенной темы через объединение содержания разных образовательных областей в широком информационном поле занятия путем взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие.

Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета, явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Интегрированное объединение содержания нескольких образовательных областей учебной программы не является произвольным или механическим. Необходимо предусматривать это объединение таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные  занятия должны быть тематическими.Избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представления могут включаться в занятие в виде: фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]); отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками); в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия "Лес", "Насекомые" и тому подобное). При рассмотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого понятия. Если же основное понятие является обобщенным – у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Структура интегрированных занятий требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи содержания из разных образовательных областей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов.   

Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка.

Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятельности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определенные задания для обеспечения познания содержания каждой образовательной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; предположить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).

Таким образом, эффективности занятия с детьми дошкольного возраста способствует:

  1.  Соответствие содержания

¾  теме занятия;

¾  поставленным задачам;

¾  возрасту детей;

¾  уровню психофизического развития детей;

¾  типу и виду занятия.

  1.  Эффективность и разнообразие методов и приемов, направленных на активизацию познавательных способностей детей.
  2. Целесообразность форм организации познавательной деятельности детей на занятии, их педагогическая направленность.
  3. Особенности педагогического взаимодействия.
  4. Владение педагогом методами проектирования и конструирования современных видов занятий с детьми.

Обучение детей дошкольного возраста не ограничивается занятиями, большую информацию дети получают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации обучения в свободной деятельности детей.

свернуть
2022
декабрьноябрь
21 декабря, среда

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ

подробнее...
28 ноября, вторник

Современные образовательные технологии для работы с детьми дошкольного возраста

подробнее...
19 июня, понедельник

В помощь педагогу

подробнее...